Типология, происхождение и эволюция основных предметных форм

Тема 3

Стилеобразование предметной формы

(посуда, мебель, ткани, инструменты, осветительные приборы).

Лекция 6

Среда – это нечто, состоящее только из вещества. Она формируется веществом. Среда жизнедеятельности человека – предметная среда, наполнена различными предметами, вещами и им же формируется.

Жизнедеятельность человека предполагает различные формы активности (телесной, ментальной, эмоциональной, духовной)

В материальной культурной среде жизнедеятельность – это прежде всего физическая активность, телесная (предусматривает смену различных движений, чередование или смену позиций тела, его расположения в пространстве, разнообразных жестов). Она подразумевает также возможность перемещения в пространстве и различные формы занятий (труд, спорт), как физических, преимущественно через тело, так и посредством манипулирования различными предметами (взаимодействие с рукой).

Все основные функции жизнедеятельности человека исторически в созданном им культурном пространстве нашли свое выражение и пластическое оформление в предметной среде, т.е. в системе пластических оболочек, моделирующих его жизненную сферу и адаптирующих его жизнедеятельность к условиям природы и требованиям социального окружения.

Одежда оформляет запросы тела и социальной среды

Пища восполняет необходимые жизненные ресурсы

Посуд а обеспечивает оптимально благоприятные условия принятия пищи

Осветительные приборы искусственно продлевают световой день и оптимизируют процесс жизнедеятельности

Ткани, различные покровы и драпировки эстетизируют пространство для жизни

Мебель обеспечивает физические условия сохранения тела, его расположения в пространстве и разнообразных занятий

Инструменты и механизмы определяют характер производственной и творческой деятельности

Книги фиксируют и сохраняют информацию, накопленную за время пребывания на земле

Оружие обеспечивает защиту, сохранение жизни, а также расширение территории (зоны воздействия) и увеличение ресурсов

Предметы культа облегчают постижение пути духовного

Транспорт и его различные виды обеспечивает перемещение в пространстве (по воде, в воздухе, на земле и под землей)

Интерьер задает пространство для жизни

Экстерьер определяет взаимоотношения с природой и социальным окружением

Исторически сложившийся набор основных типов предметов быта достаточно стабилен и устойчив, он относительно мало изменился в процессе эволюции культуры. Расширился лишь ассортимент изделий внутри самих функциональных групп. Видимо, это связано с тем, что фундаментальные потребности предметного жизнеобеспечения человека относительно мало изменились исторически, и сложившийся традиционный набор предметных форм по-прежнему их полностью обеспечивает:

  • Одежда (покров и «символ» тела)
  • Инструменты, так же и музыкальные, и оружие (они же - орудия, продолжение руки человека)
  • Посуда (вместилища для еды, материального ресурса жизнеобеспечения)
  • Светильники, или осветительные приборы (увеличивают длительность светового периода и создают оптимальные условия для различных занятий (производственной и непроизводственной сферы): лучины, свечи, факелы, масляные светильники, лампы, канделябры, паникадила, жирандоли, люстры, система «точечной» подсветки и т.д.);
  • Текстиль (покровы);
  • Мебель (вместилище, «ящик» для тела, для хранения имущества, приспособление для различных занятий).

Функции вещей (предметных форм):

  1. Непосредственное практическое (бытовое) предназначение,
  2. Знаково-символическая (соответствие представлениям о социальном престиже, а также церемониальным, культовым, различным сакральным действиям),
  3. Коммуникативная (взаимодействие людей через обмен предметами).

И типологически, и по форме, и семиотически вся система существующих предметных форм восходит к двум исходным прототипам. Это разнообразные инструменты и посуда – древнейшие предметные формы в материальной культуре человека. Семиотически они восходят к двум функционально-символическим группам:

- вместилища (предусматривает наличие емкости для хранения, наполнения, заполнения чем-то);

- орудия ( как продолжения руки человека).

«Действуя» в связке, вместе они образуют функциональную группу, связную систему (семиотическую пару) предметов, действующую по принципу взаимодополнения (по типу «ключ-замок»).

В основе ее – коллективные представления о двух мифопоэтических универсалиях бытия, мужском и женском началах, чье согласованное функционирование и союз обеспечивают мировую гармонию и порядок.

А строение предметных форм воспроизводится по аналогии с общим принципом устройства человеческого тела, точнее, его репродуктивных органов.

Так «мужские формы», а это большая часть инструментов, имеют вытянутые удлиненные сигарообразные очертания, «женские» формы, а это большая часть емкостей (сосудов, тарелок и т.д.) округлы, объемны и имеют свободную полость внутри. Так реализуется в системе мифопоэтического мышления древний космогонический принцип, он же отражен и в строении наиболее традиционной функциональной предметной пары, например, ступки и пестика.

В структуре древнейших музыкальных инструментов (духовых и ударных), флейты и барабана, например, эти представления отчетливо проступают (см. статью Т. Цивьян).

Ряд многих других предметов в своей структуре объединяет черты обоих типов, и вместилища, и продолжения руки (к примеру, ложка, черпак с ручкой, мандолина, сковородка и т.д.).

Размер и масштаб:

Предмет соразмерен руке как продукт, посредник и объект манипуляции. Этим обусловлены относительно небольшие размеры предметов быта. Они соотносимы с человеком. Однако могут соотноситься и с пространством, например, с размером интерьера, для которого они предназначены. Особенно, если выполняют в нем декоративно-символическую роль. Это особенно характерно для мебели, декоративной посуды.

Тактильное взаимодействие на уровне физической формы:

Предмет требует сенсорного, т.е. непосредственного физического контакта в обращении, тактильного взаимодействия. В этом состоит непосредственный смысл термина «манипуляция» (рука). Поэтому вещь имеет полноценный характер, «живет» только в том случае, если ею пользуются непосредственно в процессе жизнедеятельности. Она наполняется энергией владеющих ею людей. Важно использовать предмет непосредственно по его функциональному назначению.

Распределение в пространстве:

По горизонтали:

Позиция определяется в зависимости от дистанции до собственного тела человека (зоны психологического комфорта):

  • интимная (до 50 см),
  • личная (индивидуальная) – 0,5 – 1,5 м,
  • социальная (1,5 – 3 м),
  • публичных выступлений (требует возвышения) – более 3 м.

А также в зависимости от степени востребованности той или иной вещи в процессе жизнедеятельности, характера определенных занятий и количества времени, уделяемого им.

По вертикали:

В интерьере предметы распределены по всем основным трем зрительным уровням (в зависимости от соотношения с зонами зрительного восприятия человека и его масштабом), но в наибольшей степени сосредоточены в средней визуально наиболее активной зоне (на уровне глаза – руки среднего человека).

В верхней зоне (выше глаз) сосредоточены декоративные, культовые предметы (иконы, картины, декоративные занавеси), наименее используемые или не используемые вовсе. Чаще всего они имеют символическое или чисто эстетическое значение.

внизу – крупные инструменты и приспособления (декоративные напольные вазы, скульптуры, кочерги, ухваты, сундуки, предметы корпусной мебели, столы и т.д.);

в зрительно наиболее активной зоне (средний уровень) - на столах, на полках, в открытых и закрытых буфетах, шкафах – лавки, сидения, столешницы, посуда, книги и т.д.

Вещи в процессе своей жизнедеятельности и эволюции могут образовывать пары, группы, функциональные звенья. Так выделяются:

  1. Вещь – солист – уникальный, единичный предмет, существующий в одном экземпляре, личный (имеет одного конкретного владельца). Имеет символическое значение. Часто бывает выведен из сферы непосредственного употребления.
  1. Предметный ансамбль – набор вещей, или комплект (гарнитур):

а/ однотипных, имеющих идентичную функцию (к примеру, набор столовых приборов), предназначенных для группы людей, выполняющих одну и ту же функцию;

б/ предметов разного назначения (разных типов), составляющих функционально связанную группу и обеспечивающих некую определенную ситуацию (обед, чай, выполнение заданий учебных, чтение, игры и т.д.):

    1. пару (бюстгальтер - трусики, кувшин – стакан, свеча-подсвечник),
    2. тройку (стул-стол-лампа, стол – компьютер - кресло),
    3. большее количество предметов (диван – торшер – книга - пепельница, столовый, чайный или кофейный сервиз, индивидуальный куверт (тарелка, вилка, нож, салфетка, бокал)).
  1. Вещь-симулякр – в культуре ХХ века - имитация, «обманка», муляж, смысл ее назначения - чистая презентность, это знак опредмеченный, функциональность – в остаточном виде. Синоним распредмечивания, потери предметной целостности и смыслового единства. Вещь – мутант. Значение номинальное, важно само наличие. Имеет часто знаковую роль категории престижа.
  1. Искусственно сохраняемые, в том числе старинные, вещи в составе разнообразных коллекций (предметы коллекционирования) – их статус повышается со временем, а ценность (у коммерческая, и культурная) только возрастает. Важное значение имеет личный выбор и вкус коллекционера при создании коллекций. Целостность коллекции принципиально важна (увеличивает стоимость в разы). Со временем ценность повышается и коммерческая, и историческая, и культурная.

Лекция 7


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: