Мебель. Типология, состав, проблемы эволюции

Мебель – вместилище, емкость для тела.

Объемно-пространственная (пластическая) оболочка, предназначенная для оптимального размещения и оформления положения тела в пространстве.

Мебель задает не только расположение тела, но и задает направление, длительность и сам характер коммуникации (моделирует ситуацию) – например, сравнить скамью и канапе на двоих эпохи рококо.

Значение и смысл культурных оболочек – сохранение физической целостности, повышение качества и оптимизация жизни.

Категория удобства для тела, комфорта – начала ХУШ века в Европе. Связана с развитием частной жизни, культом приватности, интимности, «естественности» жизни. Эргономические ценности.

Противоположная крайность (к чему привела погоня за комфортом): пассивность, физическая деградация в массовом масштабе представителей европейско-американской цивилизации: перемещение тела с дивана к машине и в офисное кресло, затем обратно на сиденье машины и к дивану), а следовательно и вырождение самой этой цивилизации

Бич – гиподинамия, недостаток мозговой деятельности, вызванная отсутствием кислорода в легких, малоподвижным образом жизни и вредными привычками к чрезмерной еде и питью.

Предмет – компромисс между удобством и усилием, баланс между расслаблением и напряжением тела.

Архитектура малых форм, или мини-архитектура в интерьере. От лат.mobile – подвижный.

Наиболее монументальный предмет интерьера, характеризует оседлый образ жизни и присущ стационарному жилищу (в Европе с эпохи позднего Средневековья).

Необходимость в мебели возникает там, где расположение тела характеризуется принятием некой позы, достаточно устойчивой, сохраняемой, как правило, на протяжении довольно длительного времени.

Наличие мебели предполагает условия для достаточно стабильного, долгого, не потревоженного, или спокойного состояния.

Она активизирует эмоциональную интеллектуальную и духовную активность при ослаблении активности телесной.

Появление, распространение и функциональная специализация связана с развитием городской культуры и формированием стабильного интерьера.

Появление мебели характерно прежде всего для представителей высшего сословия общества (правителей, духовенства, представителей интеллектуальной сферы деятельности).

Материалы (элементы твердой конструкции и ее мягкое заполнение, т.е. для твердой основы и обивки, обтяжки, сидений, спинок и т.д.):

дерево, камень, металл, тростник, кость, кожа, пластик, ткань, лоза, стекло.

Типы функциональные:

  • универсальная (с синкретично слитыми, или нерасчлененными функциями) – лавка, сундук (ларь);
  • специализированная (конкретно выделенная функция) – стул, кресло, кровать;
  • полифункциональная (с набором совмещенных функций) – буфет, кресло-кровать, бюро-секретер.

По характеру принадлежности выделяются следующие типы:

  • Уникальные объекты ритуально-символического назначения (царский трон, епископское кресло, папский трон);
  • Предметы коллективного (общего) единовременного пользования (лавки, обеденные столы, сиденья в вагонах метро);
  • Предметы индивидуальной принадлежности и соответствующего назначения (кровать (в том числе и супружеская), стул, табурет, кресло);
  • ?

Типология мебельных форм с учетом конструкции и функционального назначения:

  • Корпусная мебель (для хранения) – кублы, сундуки, буфеты, шифоньеры, шкафы, комоды, креденцы (предел – особо выделенное как специально оформленная функция, автономное пространство гардеробной в интерьере)
  • Мебель для сидения (лавки, троны, скамьи, стулья, табуреты, кресла, шезлонги, и т.д.)
  • Столы (мебель для различных занятий) – обеденные, письменные, чайные, журнальные, ломберные, бильярдные, конторки
  • Модификации: Бюро, секретеры – компромисс между столами и шкафами
  • Ложа (кровати, диваны, подиумы, софы)
  • Мебельные модули (функциональная группа связанных предметов) – рабочий стол, спальное место, место для хранения одежды
  • Встроенная мебель (многопрофильные шкафы)

По типу конструкции:

  • Монолитная
  • Сборная (из отдельных деталей или ручная сборка из набора унифицированных деталей-клише)
  • Рамная (две плоские боковые рамы, перехваченные сидением и царгой)
  • Гнутая (с помощью пара)
  • Складная
  • Каркасная

Мебель в интерьере:

  • единичный предмет-солист (тронное кресло, кровать супружеская под балдахином, буфет и др.),
  • ансамбль (мебельный гарнитур) – диван – кресла – стол, письменный стол –стул и т.д.
  • набор однотипных мебельных форм предметов (к примеру, стулья, или стулья и банкетки, столики).

Сегодня доминирует мебель для сидения как наиболее употребляемая, максимально соответствующая образу жизни современного человека, а также функциональные модули, обеспечивающие оптимальный набор связанным элементов мебели (стол-стул-шкаф (и/или полки) для хранения).

Типология мебельных форм определяется также и расположением тела человека в пространстве. Оно обусловлено характером ситуации и психической самоидентификацией человека и его места и роли в процессе коммуникации.

Различаются три основных позиции тела:

  • лежа (наиболее расслабленная, характеризуется почти что полной телесной пассивностью, требует массивных предметов мебели, типа кровати, дивана, шезлонга и т.д.),
  • сидя (требует наибольшего количества и разнообразия видов мебели для сидения, промежуточная, поскольку частично держит тело в напряжении (спина, плечи, голова, верхняя часть корпуса), частично – в расслабленном состоянии (ноги, нижняя часть тела и корпуса)),
  • стоя (мебели почти не требует, за исключением конторки для письма или университетской кафедры для произнесения речей), поскольку характеризуется максимальной телесной активностью, подвижностью, быстрой сменяемостью поз, места расположения в пространстве. Она наиболее энергозатратна, достаточно напряженна, дискомфортна на больших временных отрезках).

По характеру расположения мебели (и человека) в пространстве различаются следующие позиции (расстановки):

  • Пристенная (пассивная позиция, стена необходима в качестве опоры и защиты сзади), движение вдоль края помещения, вдоль стены) – требует опоры, демонстрирует недостаток уверенности, робость, скованность, недостаток или ограниченность возможностей;
  • Периметральная – мебель равномерно огибает пространство помещения по краям, оставляя центр свободным (интерьеры классицизма, традиционной народной избы);
  • В центре помещения (активное выдвижение в пространство) – демонстрирует уверенность, готовность к риску, наличие внутренней опоры (уверенности, решительности), контроль над территорией, но и уязвимость (открытость со всех сторон). Требует большой пространственной маневренности и быстроты действий (реакции). Сильная позиция. В интерьерах бидермайера и позднего ампира – круглые диваны, обеденные столы;
  • Вокруг центра:
  • Мебельные «уголки» - в интерьерах со времени позднего ампира и бидермайера расстановка отдельных, функционально сгруппированных мебельных объектов (секретер-стул, диван- чайный столик) в пространстве одного помещения зачастую под углом друг к другу;
  • На периферии пространства:
  • Угловая:
  • Из центра в угол – тупик, отрешенность, необходимость отсечь связи и ограничить взаимодействие, уход от коммуникации – заполнение крупным предметом, скрывающим угол – цветок, часы напольные, камин, декоративный столик;
  • Из угла в центр – демонстрирует активность,готовность к установлению контакта, а также к противоборству, противостоянию – стул, кресло и т.д.

Проблемы эволюции мебельных форм:

  • Количество предметов мебели неуклонно нарастает, расширяется ассортимент;
  • От универсальной через узко специализированную к полифункциональной
  • От универсальных форм к индивидуальным и к массовым аудиториям пользователей
  • От сословно различающихся к массово унифицированной мебели
  • От единичных форм к гарнитурам (мебельным ансамблям) и к унифицированным наборам
  • В ХХ-ХХ1 вв.: массовое стандартное производство и уникальный арт-объект
  • От уникальных ритуальных объектов к объектам индивидуального назначения, семейным и профессиональным гарнитурам и продуктам массового спроса
  • От единичных форм (цельных, сборных, литых, прямых и криволинейных) к массовому стандартизированному производству сборных из модульных элементов секционных элементов;
  • От отдельных мобильных транспортируемых объектов - к встроенным секционного типа объектам (пристенным) – еще одна дополнительная стена-оболочка;
  • Мебель сливается со стеной визуально и пластически;
  • От украшенных накладным декором (скульптурным, цветовым, фактурным) к отсутствию внешнего декора и выражению конструктивного принципа в чистом виде;
  • Конфигурации: от органических – через геометрические (прямолинейные, угловатые, округлые) – к биоморфным формам или к визуально растворенным формам (стеклянная мебель как отрицание или визуальное растворение или облегчение формы).

Современные тенденции развития мебели:

· Появление стационарной встроенной (пристенной) многофункциональной м., образующей дополнительную поверхность (опоясывающую) по всей длине помещения (вдоль стен);

· Сборная конструкция – комплектование из набора готовых объемных модулей по индивидуальным параметрам (заказу);

· Декоративная выразительность за счет разнообразия цвета и фактурных особенностей, соединение различных материалов (цветного пластика и хромированных металлических деталей);

· Плоскостный характер, биоморфная конфигурация поверхностей, использование материалов, нивелирующих материальность поверхностей (стекло, к примеру);

· Полифункциональный характер, целостные мебельные модули с набором различных функциональных составляющих (связка ложе-рабочее место-хранение вещей).

Лекции 9 - 10


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: