Особенности установления муниципальных избирательных систем

Ч. 3 ст. 23 ФЗ № 131.

ФЗ № 67 – законом субъекта РФ устанавливаются: виды избирательных систем – установление только рамок, но выбирает конкретную избирательную систему само МО. Но были изменения ФЗ № 131 и ФЗ № 67 – обязательность установления пропорциональной избирательной системы не менее, чем для распределения половины депутатских мандатов в представительных органах городских округов и муниципальных районов численностью 20 депутатов и более.

Определение КС – особенности МО в Чечне и Ингушской Республике - нарушение избирательных прав нет, поскольку закон устанавливает особенности в переходный период, пока не сформировались демократические принципы и ценности (но только на переходный период).

Виды избирательных систем.

Многомандатный округ – голосование за нескольких кандидатов по единому бюллетеню (но не более 5 кандидатов).

Соблюдаются ли принципы избирательной права при пропорциональной избирательной системе, особенно в малонаселенных МО – Постановление КС от 07.07.2011 – введение сельской Думой 100% пропорциональной системы – выдвигать депутатов в рамках пропорциональной избирательной системы на муниципальных выборах могут только политические партии (возможно взаимодействие общественных объединений с политическими партиями – выдвижение от политической партии конкретных кандидатов по соглашению) – партия может выдвигать не только своих членов, но и других лиц, которые не являются членами других политических партий (но право принять предполагает возможность отказа – то есть эта проблема не решена) – списки кандидатов выдвигает либо региональное отделение партии (включать могут любых лиц – не обязательно проживающих на территории соответствующего МО – разрывается связь с населением МО) – конституционный суд признал данные положения конституционным и не предложил никаких гарантий избирательных прав в пропорциональной избирательной системы (а при данной системе отторгнутыми оказались очень многие – партия сама вольна кого-то принимать в качестве кандидатов в свои списки или не принимать. И обязать партию принять кандидатуру также нельзя).

Когда речь идет о представительстве в малочисленных муниципальных образованиях, то пропорциональная избирательная система разрывает тесную связь между населением таких МО и избранными депутатами. Специфика пропорциональной системы направлена на то, что партия определяет политическую направленность деятельности депутатов, а муниципальная деятельность все же связана больше с внутрихозяйственной деятельностью. Пропорциональная система – представляет интересы сторонников данной политической силы – невозможно предоставить полное представительство в данной партии (в отношении активного избирательного права – принимают только сторонников, иначе бы утрачивался смысл пропорциональной избирательной системы).

Выбор избирательной системы, который по идеи должен был бы принадлежать МО, сужен федеральным и региональным законодательством – сужение возможности выбора того или иного типа избирательной системы МО.

Функционирование фракционных групп в представительном органе МО – решение простых хозяйственных задач в МО становится очень сложным или невозможными – фракции выступают против друг друга иногда только из принципа.

Соотношение срока полномочий и срока избрания – эти сроки не совпадают (лица могут быть избранными, но срок полномочий может не наступить, и наоборот).

Сокращение, продление срока полномочий – законодатель допускает это – основания для продления и сокращения должны быть четко определены и обоснованы в законе (смотреть закон).

Условия регистрации кандидатов.

ФЗ № 67, Закон СПб «О выборе депутатов муниципальных советов».

Организационные основы МСУ; система органов МСУ.

Глава 6 ФЗ № 131.

Органы МСУ – само понятие не раз уточнялось – ключевые элементы статуса МО – должен быть соблюден принцип представительства (либо непосредственные или опосредованные выборы) – связь с населением должна всегда прослеживаться (один из признаков муниципальной власти).

Двойственный характер полномочий МО – наличие определенной самостоятельной компетенции и выполнении части публичных полномочий, переданных МО в порядке наделения.

До какой степени возможна передача вопросов, которые являются муниципальными, государству, а потом уже передача данных государственных полномочий МО – интересный вопрос. Компетенция органов МСУ – удел государственных полномочий, которые осуществляются МО, весьма существенный. А круг вопросов местного значения ссужается.

Структура органов МСУ – К РФ – структура органов МСУ определяется населением самостоятельно. В КП система – взаимосвязанная совокупность органов. Соотношение системы и структуры – структура (перечень), система (это взаимосвязь элементов перечня). Но когда говорится о структуре органов МСУ, говорится не только о перечне, но и об их системной взаимосвязи.

Виды органов МСУ:

1) по роли и структуре и системе органов МСУ:

а) обязательные – ст. 34 ФЗ № 131 – есть органы МСУ, которые являются обязательными и факультативными (контрольный орган не перечислен в списке органов МСУ, но является ли он факультативным – проведение финансового контроля – передача по соглашению между муниципальными представительными органами поселений данной функции контрольному органу муниципального района – передача не отдельных полномочий, а всех функции финансового контроля. Передача функций муниципальных образований субъектам РФ – недопустимо. Данные вопросы сейчас возникают.

б) факультативные.

2) по внутренней структуре

а) единоличный орган – как отделить единоличный орган от единоличного органа – наделяется ли определенным объемом полномочий – в одних случаях должностное лицо может быть единоличным органом, а других нет – если должностное лицо наделяется властными полномочиями, то оно является единоличным органом (глава муниципального образования). Глава администрации – руководя администрацией на пирнципах единоначалия не меняет природы органа местной администрации – глава не является единоличным органов – властными полномочиями обладает сама администрация, а глава администрации является должным лицом.

б) коллегиальный.

3) по юридическому статусу:

а) наделенные статусом юридического лица – в гражданском обороте участвуют те органы МСУ, которые обладают статусом юридического лица. В законе прямо указывается, какие органы должны быть юридическими лицами – обладают правами юридических лиц. В отношении остальных органов о наделении правами юридического лица зависит от самого муниципального образованиям

б) не наделенные правами юридического лица.

Муниципальный орган – понятие вводится для выведения некоторых органов из структуры органов МСУ (обязательно наделяются полномочиями для решения местных вопросов) – задачи, решаемые муниципальными органами, не совсем подпадают под вопросы местного значения (избирательные комиссии – не являются государственными органами). Избирательные комиссии – иерархический характер данной системы, но и разный уровень данных комиссий – территориальные, муниципальные комиссии – избирательная комиссия МО – МО само решает будет ли эта избирательная комиссия обладать статусом юридического лица или нет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: