Тема. Политическая культура (ПК)

Вопрос 1. Понятие П культуры.

Вопрос 2. Структура П культуры

Вопрос 3. П идеологии.

Вопрос 4. Типология П культуры.

Вопрос 5. Функции П культуры.

ПК – всё, что создана людьми в их социальной деятельности (широкая интерпритация). Габриэльд Алмонд. Статью в 1956 г. написал. Попытки дать этому понятию внятное объяснение впервые встречаются у Алмонда. Алмонд и Верба так посчитали.

ПК – это система ценностей, глубоко укоренившихся в сознании людей, или ориентации и установок, регулирующих поведение людей в ситуациях, имеющих отношение к политике. Алмонд интерпретирует культуру как некие знания людей о политике и определённые установки, которые складываются к политике, к власти. Это сознание людей, которые живут в конкретной ситуации (как устроена власть, хорошо ли устроена, какой должна быть, вытекающие отсюда модели поведения).

Это «психологический» подход к ПК. Алмонд предложил типологии ПК.

Есть и другой подход. Это «объективный» подход. В рамках этого подхода культура рассматривается как совокупность артефактов, которые оказывают влияние на поведение людей, выступая в качестве ограничителей поведения. Это сложившаяся определённая система норм, представлений, которые воспринимаются жителями как объективные, т.е. как те, которым надо следовать или подчиняться.

Именно об этом подходе мы и будем говорить. Оправданным является рассмотрение ПК как объективного объекта. Реально ПК проверяется в поведении, но всё-таки можно вычленить объективный пласт и изучать его отдельно.

3 основные структурные элементы.

1. П знаковые системы.

2. Модели поведения.

3. Коллективные представления.

Разбираем подробно.

1) П знаковые системы. Человек создал язык, с помощью которого он может обозначать объекты)это обозначаемое), это то, что существует, что люди наблюдают, что в той или иной мере может быть дано нам в каких-то ощущениях. И человек придумал комплекс обозначающих символов. Т.е. это те определённые знаки, с помощью которых человек смог передавать информацию об объектах даже в тех ситуациях, в которых предмет отсутствует (не наблюдается).

4 вида знаков, которые присутствуют в любых культурах.

1 вид знаков – иконические (рисунки, видео, фотографии).

2 вид знаков – жесты, с помощью которых он передаёт чувства (уважение, например, презрение).

3 вид знаков – слова.

4 вид знаков – символы.

Знаковые системы возникают по мере того, как появляются такие явления, как власть, вождь, которые нуждаются в своём обозначении. В помощью слов, символов обозначает власть. Культура опирается на всё многообразие языка. Но для ПК главным является П язык – это слова, символы, с помощью которых человек пытается обозначать отношения власти.

Национальная особенность не только в языке как таковом. П развитие в той или иной мере отражается и в специфике языка. Например, во французском языке есть 2 слова, которые переводится как власть – власть, основанная на могуществе; власть, основанная на авторитете. В английском языке есть фридом и либерти (свобода). Одна свобода появляется с рождения, вторую человек получает в ходе своей жизни. Зато у нас есть «вольница», это слово сложно перевести на другие ин. языки. В любом языке отражаются не только возникающие П отношения, но и нюансы, пути общества.

В последние столетия происходит интенсивное развитие П языка, осуществляется оно через заимствование ин. терминов. Эта тенденция связана была с тем, что в 20 в. происходит развитие П мысли и П науки, было важным обозначить тенденции, которые проходили во всех общества.

Ещё 1 тенденция. Серьёзные потрясения в обществе. Реформы Петра Первого сопровождались насаждением немецких слов. Это попытка изменить названия определённых явлений. Давая новое название, есть ощущение, что изменится что-то и по существу.

Ещё раз, слова – один из важнейших компонентов знаковой системы. Обогащение словарного запаса ведёт и к тому, что формируются более широкие представления людей о самом явлении. Антропологи заметили особенность – чем более детально человек занимается, тем больше слов они придумывают для состояния деятельности, которые обычному человеку незаметно. Например, у народов, которые занимаются рыбной ловли, есть сотни слов, которые связаны с действиями, видами, особенностями рыб.

Символы. В отличие от слов, символы – это знаки, которые используются для обозначения чего-либо. Скипетр, корона. Символика позволяет быстро понять, к какой группе принадлежит человек. Символы возникли раньше, чем слова. Поэтому символы часто воспринимаются не на рациональном, а на эмоциональном уровне. Они обеспечиваются тесную связку в сознании людей между знаком и тем, что он непосредственно обозначает.

Чтобы адекватно интерпретировать символы, человек должен знать их значение. Если не знает, то ему неважно, сколько цветов флага. Для него это будет просто разноцветное полотнище. Людей начинают обучать значениям, которые эти символы имеют.

Геральдика. Тут объясняется смысл каждого изображения. Геральдика закрепляет в сознании людей изначальные смыслы, которыми люди пытались наделить какой-либо символ.

Но выбор символом не всегда является рациональным. Сейчас символика – это не только непосредственно присущее государство, то, что обозначает государство. В РФ (и не только) П партии имеют свои символики. Часто такой выбор является случайным.

Знаковые системы – это всеобразные способ трансляции знаний о политике. Но знаковая система, дабы эффективно выполняли информацию о политике, должна быть узнаваемой.

2) Модели поведения.

Культурные образцы поведения обычно возникают в культуре общ-ва в ходе его непосредственной эволюции. Культурные модели формируются под влиянием развития общества. Определённые модели начинают рассматриваться как значимые, необходимые.

Виды.

1. Традиции и обычаи. Это привычные, распространённые виды деятельности, которые устанавливаются, как паравило, в результате естественного отбора. Обычаи обычно связаны с логикой развития властный отношений. Например, к такому обычаю относится выступление британской королевы после выборов во время формирования нового правительства. Сама королева не работает над этим документом, но так сложилось, что оглашать принципы работы нового правительства будет королева. У нас есть традиция – Федеральное Послание Президента РФ. Люди начинают привыкать. И если события вдруг не происходят, у людей недопонимание: как, почему это Путин не выступил.

Гос. праздник (в его время государство обычно демонстрирует общность с народом). Раньше было 7 ноября. В США – день принятия Конституции. Во Франции – день взятия Бастилии. А РФ? Не нашли альтернативу. Чтобы праздник воспринимался как П праздник, нужно, чтобы народ привык к этому празднику, что праздник укоренился в сознании людей, чтобы люди понимали его значение. Такое значение формируется постепенно с помощью гос. пропаганды. 8 марта перестал быть П праздником. Общение с прессой – не факт, потому что только Путин проводит. А вот если все президенты будут проводит – да, будет П традицией.

2. Ритуалы (обряды). Ритуал – это определённое формализованное действие, имеющее символическое значение. Пример – ритуалы инаугурация (важность в том, что человек меняет свой статус, теперь он должен относится к себе по-другому). Кстати, свадьба. Всё расписано: кто будет первым пожимать руку, кто в какое кресло сядет. Встречи лидеров с массами, потому что любой визит главы гос-ва в больницу – чисто ритуальное действие. Заранее расписывается, куда лидер пойдёт, с кем он будет общаться. Любое отклонение от этого службой безопасности и службой протокола воспринимается как катастрофа. Дорожка у трапа самолёта. Прохождение мимо караула. Функционально это ничего не значит. Назначение в том, чтобы показать, что человек переходит в новый статус, теперь к нему надо иначе обращаться. Снять напряжение. Если бы не были ритуализированы эти встречи, то что было бы? Встречаются лидеры с представителями разных культур. Лидеру напомнят, когда надо отдать почести флагу другой страны. Также это для повышения коммуникации.

3. Манеры и этикет. Правила поведения, принятые в определённых кругах. Манеры этики чётко прописывали в королевских дворах: на каком расстоянии можно приблизиться к королю. Какую одежду нужно носит. Если журналиста приглашают к британской королеве, их предупреждают, какую одежду нужно надеть. Мишель Обама обняла королеву, что восприняли с недоумением. Путин входит, все министры встают. Не нужно нарушать принятые в обществе правила (не нужно оставаться сидеть).

4. Нравы. Это нормы поведения, которые имеют нравственное значение, т.е. те, которые соответствуют почитаемым в обществе ценностям. Например, политик должен быть честным, порядочным, все политики пытаются демонстрировать на публике эти качества. Макиавелли: да, политик должен проявлять хитрость, коварство в отношение страны-врага, это придаёт вес политика в глазах населения, но не нужно обманывать своё общество. Есть какие-то образцы поведения. Поэтому несоответствие этим нравам воспринимается как скандал.

5. Стиль П жизни. Это совокупность форм поведения, которая складывается в повседневной практике. Демократический стиль есть, например (каждый может выступить в правительстве). Есть авторитарный стиль (кто-то может навязать свою точку зрения, прервать на полуслове подчинённого, демонстрировать своё положение).

Т.о., ПК включает в себя разнообразные модели поведения не в результате рациональной деятельности, а в результате отбора этих моделей поведения. Нарушают модель поведения? Нонсенс.

3) Коллективные представления о политике. Эмиль Дюргейм говорил о том, что в обществе всегда складываются определённые представления о самом обществе, о политике в частности. И эти представления могут превращаться в элемент объективной реальности. Любой процесс можно представить в виде спирали. Исходная точка спирали – это человек. Всё, что есть в культуре, было создано людьми в ходе взаимодействия. Человек придумывает идею, анекдот даже, рассказывает другому. После того, как это излагается, возникает момент объективации: анекдот пошёл гулять независимо от автора. 4 этап – анекдот оказывает влияние на других людей. Анекдот существует как бы вне зависимости от людей, воздействует и оказывает влияние на поведение людей. Т.е. развитие культуры воспринимай как спираль. Ну всё такое.

Коллективное представление (здесь – КП) – это объективированное представление, т.е. то, что создано людьми, но обрело самостоятельное существование. Примеры:

Ценностные суждения (представления о том,какая власть хорошая, а какая – плохая). П. мифы. П стереотипы. Доктрины. Идеология.. Сказания. Народные фольклор (анекдоты о политиках).

Мифы – это представления о политике, в котором присутствует вымысел. Но причина вымысла не обязательно заключается в том, что человек сознательно решил солгать. Миф возникает как форма объяснения мира. П миф возникает как форма объяснения П мира. Все мифы построили на доминанте образного мышления. Миф возникает, когда нужно что-то объяснить. Маяковский: если в небе зажигаются звёзды, значит, это кому-нибудь надо. Если _____ (произошла Октябрьская революция), значит, это кому-нибудь надо. И дальше думай, кому выгодно, кто подтолкнул. Логика именно такая. Если СССР развалился, значит, это кому-нибудь надо. И причины развала ищутся не в глубинах противоречий СССР, а в заговорах. И это понятно человеку, который привык мыслить так. Если что-то произошло, значит, это кому-то надо. Так мыслил древний человек. Что-то ему непонятно (например, откуда взялся огонь). А, понятно – боги. Пришёл Прометей, принёс огонь. Такое объяснение возникает из-за того, что у человека нет достаточной информации, нет навыков аналитического мышления, он не может выявить реальные факторы, важнейшие. И тогда человеку приходит на ум что-нибудь, исходя из его представлений о том, что могло оказать такое влияние (знаю я, кто развалил СССР – Горбачёв, кто ж ещё?).

Мифы очень быстро распространяются. Потому что мифы – это очень простые конструкции, они легко осваиваются людьми, которые не обладают подготовкой, аналитическими способностями и т.д. Поэтому миф сразу начинает гулять. Исследовательница Жирарде обратила внимание на то, что особенно интенсивно мифы создаются, когда общ-во находится в состоянии кризиса. Привычный мир для человека разрушается, появляется то, что для человека трудно объяснимо. И мифы просто, свободно и легко объясняют человеку. И политики мифы используют. Они создают мифологические конструкции. Например, авторство переворота приписывается какой-то стране. Чем проще логика объяснения, чем удачнее она ложится на стереотипы общества, тем быстрее миф циркулирует в обществе. И люди сами уже заявляют: да, именно поэтому всё так происходит, именно они переворот устроили!

П стереотипы. Стереотипы – это стандартизированные, упрощённые образы какого-либо явления, процесса. Это некая рамка, с помощью которой удаётся общ-ву навязать систему представлений о системе власти, о каких-то группах. Стереотипы упрощают наш взгляд на окружающий мир, но одновременно они выполняют психологическую функцию – снятие напряжения при встрече с незнакомыми явлениями. Представь: всё, что происходит вокруг нас, ты пытаешься детализировать. Свихнулся бы. Если у преподавателя сложился стереотип прилежного студента, и к другому студенту вырабатывается отношение как к прилежному. И если ответил неверно, посчитает, что во всём виноват, например, вчерашний день.

Если стереотип удаётся запустить, то он может оказывать сильное влияние, воздействие. Например, партия жуликов и воров. Раскрученный стереотип. Если стереотип срабатывает, значит, любой член ЕР – жулик и вор. Рассматриваются как таковые все члены ЕР. Или США – оплот демократии. В этом случае возникает ощущение того, что всё, что делает США – это во благо.

Стереотипы ведут к тому, что мы мир политики воспринимаем упрощённо. Не пытаешься выйти за них, будешь получать искажённую картину мира. Но если мы привносим стереотип в массовое сознание, мы формируем отношение к объекту (партия жуликов и воров). Но нужно приложить усилия, чтобы закрепить стереотип.

27 марта 2012 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: