Стадия интеллекта

Становление сознания человека

Развитие психики в животном мире и

В процессе развития психики выделяют несколько стадий (табл. 2).

Таблица 2

Стадии развития психики

Стадия Новообразования Примеры
Элементарной сенсорной психики Простые безусловные рефлексы Низший уровень. Простейшие; многие низшие многоклеточные организмы, живущие в водной среде Высший уровень. Высшие (кольчатые) черви, брюхоногие моллюски (улитки), некоторые другие беспозвоночные
Перцептивной психики Сложные безусловные рефлексы (инстинкты) Низший уровень. Рыбы и другие низшие позвоночные, а также (отчасти) некоторые высшие беспозвоночные (членистоногие и головоногие моллюски); насекомые Высший уровень. Высшие позвоночные (птицы и некоторые млекопитающие)
Интеллекта Навыки Обезьяны, некоторые другие высшие позвоночные (собаки, дельфины)
Сознания Высшая ступень развития психики Человек

Стадия элементарной сенсорной психики

Низший уровень: для животных характерно появление элементарных форм движений, слабая пластичность поведения.

Высший уровень: развитая двигательная активность, способность дифференцированно отвечать на внешние раздражители.

Стадия перцептивной психики

Низший уровень: у животных появляется сложная нервная система, формируются двигательные навыки, двигательные способности усложняются, защитное поведение становится более развитым, появляется предметно-образное отражение действительности.

Высший уровень: наблюдаютсявысокоразвитые инстинктивные формы поведения, способность к научению.

Инстинкт — совокупность врожденных компонентов поведения. Инстинкты животных многообразны, всегда связаны с биологическими потребностями, характеризуются стереотипностью.

Импринтинг — специфическая форма научения у высших позвоночных, при котором фиксируются отличительные признаки объектов некоторых врожденных поведенческих актов родительских особей как носителей признаков вида; глубокая привязанность к первому движущемуся объекту, который был увиден животным после его появления на свет.

На этой стадии появляется способность к интеллектуальному поведению при возникновении препятствий на пути достижения цели, но интеллектуальные действия имеют примитивный характер и не являются следствием знания объективных законов природы. Животные начинают создавать и использовать в деятельности примитивные орудия, при этом изобретенные способы действий не передаются от одного животного к другому.

Навык ¾ это сложная индивидуальная динамическая программа поведения, формирующаяся в организме в ходе его взаимоотношений с окружающим миром.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: