Автомагистраль или воздушная линия с двусторонним движением транспортных средств описывается не ориентированным графом или ориентированным графом с двумя дугами, имеющими разное указанное направление движения (Рисунок 3).
Рисунок 3. Графовые модели двустороннего движения между вершинами А и В
Далее для краткости будем говорить о рёбрах, а ориентированы они или нет – будет понятно из контекста.
Графически графы могут быть изображены двояко:
Ø вершины кружками с номером вершины, а ребра – отрезками прямых или кривых;
Ø вершины точками с указанием номера вершины рядом с точкой, а рёбра – отрезками прямых или кривых.
Далее дадим графическое изображение и аналитическое описание не ориентированного и ориентированного графов (Рисунки 4, 5).
Отметим особенности аналитического описания графов и орграфов.
При описании неориентированного графа дуги описываются следующим образом: в круглых скобках указываются номера узлов, которые соединяет дуга; при этом первым указывается номер того узла, номер которого меньше.
|
|
При описании дуг ориентированного графа в круглых скобках на первом месте указывается номер пункта отправления, на втором – номер пункта назначения.
Рисунок 4 – Неориентированный граф и его аналитическое описание
Рисунок 5 – Орграф и его аналитическое описание