Пример.
1. Система маршрутов городского муниципального транспорта представляет систему нормативного распределения перевозок на транспортной городской сети.
2. Перевозка грузов в задаче коммивояжера представляет собой систему дескриптивного распределения перевозок на транспортной городской сети.
Будем предполагать, что расходы общества, связанные с конкретной перевозкой, состоят из суммы всех расходов отдельных пользователей транспортной сети.
Предположим также, что имеется фиксированная матрица поездок, то есть известны все компоненты вектора потоков .
Кроме этого имеют место сетевые ограничения и соотношения для роста расходов пользователей сети с увеличением транспортного потока вида
.
Задача состоит в отыскании такого распределения потоков в сети, чтобы все едущие пассажиры минимизировали свои собственные расходы.
Это будет задача дескриптивного распределения потоков в сети.
Задача нормативного распределения потоков в сети имеет те же ограничения и формулируется как задача минимизации суммарных расходов пользователей путем выбора потоков из условия:
|
|
при .
Эту задачу минимизации можно поставить и как задачу равновесия в сети. Это возможно в том и только в том случае, когда функция выпуклая при всех сочетаниях , что выполняется при обычных предположенных относительно издержек на поездку по дуге. То есть, тогда, когда издержки возрастают с возрастанием пути вдоль дуги.
В заключении необходимо отметить, что общем случае результаты дескриптивного и нормативного распределений различны.
Дескриптивное и нормативное распределения потоков в сети дают один и тот же результат лишь в том случае, когда на расходы пользователя не влияют транспортные потоки и, следовательно, нет перегруженности сети.