Выгоды и недостатки федерализма

Проблемы КЭР

Культурно-экономических регионов

Возможные сценарии развития

организационной структуры региона
Система «административных регионов»

порождала

· замыкание бюджета на территории

· формирование особой региональной солидарности

· претензии территории на суверенность (вплоть до собственных денег)


Административные районы породили кризис

· кризис создания образа будущего

· невыполнение бюджетами социальных задач из-за помощи «своим» предприятиям

· бегство внешних капиталов из-за протекционизма «своему» бизнесу

· бюджетные долги из-за невидения будущего и «самостийность»


Результат – сужение социального пространства = люди ищут связи в других регионах

А связи и капитал – взаимообусловлены


Капитал – порождает возможность связей – особенно в постиндустриальном обществе

и наоборот


В этой ситуации начался процесс формирования

Их формирование основано на новых формах капитала

финансового, человеческого, информационного,

которые легко преодолевают государственные границы.


Культурно-экономические регионы «надстраиваются» над старыми административными.

Им нужны

условия для технологического роста и

культурная среда для жизни квалифицированных кадров.

Это прежде всего – крупные города.


Крупные города становятся центрами «производственных» территорий


«Правящим классом»

в культурно-экономических регионах являются те,

кто управляет созданием социальных норм и культурных моделей,

обеспечивающих единство сообщества на основе создании «площадок Будущего» -

то есть образов Будущего,

закрепленных в нормах культуры

(включая престижные практики поведения)


Население

объединено инфраструктурой и общими ценностями и нормами

Члены культурно-экономических регионов выбирают наиболее приемлемые для них территории, иногда неосвоенные.

Для формирования культурно-экономических регионов

требуется

ДОВЕРИЕ.


· Государство, органы власти должны зафиксировать новые «культурно-экономические сообщества и научиться взаимодействовать с ними.

· Возникает противоречие между жителями административных районов и культурно-экономических районов. Оно есть противоречие стилей жизни.

· Противоречие между культурно-экономическими регионами страны и миром в целом.Территория страны становится пространством формирования новых глобальных культурно-экономических регионов

Преимущества федерализма (децентрализация)

- Для определенного набора общественных благ оптимальный объем производства достигается при численности их потребителей, меньшей, чем численность населения государства

- Местные власти имеют больше информации о местных условиях и предпочтениях (Чем больше отличаются между собой предпочтения населения отдельных территорий)

- Фискальная децентрализация приводит к возникновению конкуренции между субнациональными образованиями


Недостатки децентрализакции

- Некоторые общественные блага могут производиться в одном регионе, а потребляться жителями другого региона, которые не платили за производство этих благ никаких налогов (образование, медицина, дороги)

- Требования социальной справедливости предполагают необходимость оказания финансовой помощи бедным регионам

- Конкуренция между регионами может приводить к нерациональному размещению производства (когда предприниматель ориентируется не на рыночные преимущества того или иного региона, а на налоговые льготы).


Но в чистом виде нет ни того, ни другого.

Поэтому возникает

конкуренция между регионами за ресурсы.

(в том числе, за бюджетные)


Выгоды конкуренции

· национальная власть будет дифференцированно подходить к регионам с различными условиями (препятствие тупой унификации)

· регионы будут стимулироваться к проведению последовательной налоговой политики


Недостатки конкуренции

· неравное отношение к «своим» и «чужим» предпринимателям (разные налоговые ставки)

· переложение налогового бремени на другие регионы путем установления высоких налогов на производимые товары неэластичного спроса, поставляемые в другие регионы

· рост расходов бюджета в пользу поддержки «доходных» для бюджета предприятий, в ущерб социальным программам

· подрыв общенационального рынка


Особенности России

В этой модели уникально сочетаются принципы кооперации и конкуренции.

С одной стороны, регионы конкурируют друг с другом за размещение на их территории наиболее прибыльных предприятий и получение финансовой помощи из центра.

С другой — важнейшие полномочия и финансовые ресурсы сосредоточены в руках федерального центра.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: