Схема.
В линейном судоходстве.
Линейный агент − с ним заключается долгосрочный контракт.
Нельзя для судна четко разделить порт погрузки и порт выгрузки.
В линейном судоходстве при ценных генеральных грузах экспедитор нужен обязательно.
Договор транспортной экспедиции − это общий гражданский договор.
Задача линейного агента найти груз для судов принципала. Часто агентская компания включает экспедиторский отдел.
Договор морской перевозки − возникает между продавцом и линейным судовладельцем.
Между экспедитором и агентом договорных отношений не возникает.
Bill of Lading − подтверждает договор перевозки. Погрузка и выгрузка идет за счет судна − включается в тариф.
Кто не вошел в схему − смотри выше.
Линейный тариф − цена договора присоединения (в трамповом − торгуешься).
Агентское вознаграждение − здесь он получает за 4 вида работ:
1. за обслуживание судна (его работа);
2. комиссионное вознаграждение за привлеченный груз (5% от провозной платы) − посредничество;
|
|
3. агент принимает груз от экспедитора, хранит его в порту − портовый экспедитор − 2,5% от провозной платы;
4. парк контейнеров нуждается в обслуживании − тоже. 3-5 доллара за вход и выход контейнера из/в зону контроля.
Портовые сборы обеспечиваются скидкой.
На капитана возложен контроль за качеством агентского обслуживания судна. Во всех спорных случаях право окончательного решения принадлежит капитану.
Судовладелец вправе требовать от агента услуг и выполнения работ только в рамках законов, правил и обычаев страны пребывания агента, в пределах порта или региона, оговоренного в договоре, и только в аспектах морского судоходства.
Инструкции судовладельца агенту должны также исполняться сообразно интересам судовладельца ─ если им ущерб, то агент должен оповестить судовладельца.
Ограничения агента судовладельцем:
1. Судоходство.
2. Территория.
3. Правовое законодательство.
Агент не имеет права извлекать из процесса агентирования каких-либо дополнительных прибылей в любом виде (комиссионные, представительские, наличные, отчисления от чужих прибылей и т.д.), кроме агентского вознаграждения, выплачиваемого судовладельцем в соответствии с агентским соглашением.
Всякие сторонние доходы агента рассматриваются как взятка.
Для выполнения взятых на себя по агентскому договору обязательств агент заключает систему договоров на обслуживание со стивидорными, тальманскими, буксирными, шипчандлерскими и другими фирмами, причем агент несет ответственность перед судовладельцем за выбор фирм и качество их работы.
|
|
Ставки агентского вознаграждения дифференцируются по размерам обслуживаемых судов и целям захода.
Дисбурсментский счет ─ сводный чет расходов судна, оформленный по специальной форме, разработанной судовладельцем или агентской фирмой, с приложением всех оправдательных документов по конкретным расходам, так называемых ваучеров.
Бывает предварительный (подается капитану до отхода судна и содержит все поступившие ваучеры к моменту отхода счета) и окончательный (включает все счета по судну, в том числе и поступившие после отхода).
Завышенные и неправомерно внесенные в счет суммы не возмещаются, по таким суммам агенту посылается рекламационное письмо.
Четыре варианта оплаты дисбурсментских счетов:
1. кредитование агентом судовладельца;
2. оплата агентом расходов из сумм собранного агентом фрахта;
3. безотзывной аккредитив;
4. банковский перевод аванса на эту сумму.
В последних трех случая взыскание с агента при неправомерно израсходованных суммах затруднено.