В домосковской Руси чрезвычайно сложно отделить должности государственные от должностей дворцовых, представители которых ведали различными частями домашнего, дворцового хозяйства князя (дворцово-вотчинная система управления). Так личный слуга князя постепенно становился государственным деятелем, администратором. Не существовало в то время ни постоянных ведомств, ни особых постоянных должностей.
3-й период. До середины XVI века продолжала действовать дворцово-вотчинная система управления, в которой основное место по-прежнему принадлежало княжескому двору и дворцовым ведомствам – путям. Пути обеспечивали специальные нужды князя и его окружения. Но изменение характера великокняжеской власти, необходимость управлять значительно выросшей территорией государства требовали создания специального аппарата. В результате этого начинают возникать приказы – постоянно действующие учреждения, деятельность которых распространялась на территорию всего государства. Приказы как государственные учреждения по конкретной отрасли оформились из путей, и к середине XVI века завершился переход к приказно-воеводской системе управления.
|
|
К середине XVII века число приказов достигло шестидесяти, и можно четко определить их группы:
1. военно-административные – Поместный, Разрядный, Стрелецкий;
2. судебно-полицейские – Разбойный, Земский, Судный;
3. финансовые – Большого прихода, Большой казны, Счетный;
4. дворцовые – Большого дворца, Золотых и серебряных дел;
5. церковные – Монастырский, Патриарший, Духовный;
6. территориальные – Сибирский, Казанский.
Приказы как государственные органы имели специальные помещения, определенные штаты, сложную систему делопроизводства.
Во главе каждого приказа стоял начальник, как правило, член Боярской думы. Обширное делопроизводство, требующее канцелярских навыков, было сосредоточено в руках дьяков и подъячих.
Крупные приказы подразделялись на столы, а столы – на повытья.
Приказы относились к отраслевому управлению достаточно условно. Во-первых, они выполняли не только административные, но и судебные функции; во-вторых, могли строиться не по отраслевому, а по территориальному принципу (например, Сибирский приказ).
4-й период. Система приказов имела свои серьезные недостатки:
-компетенция приказов жестко разделена не была;
-деятельность приказов не имела строгой регламентации;
-большое количество приказов затрудняло контроль над ними.
Петр I «получил в наследство» около 90 приказов и первым шагом стало их численное сокращение. Но приказы в прежнем виде не могли обеспечить ни проведения реформ, ни ведения Северной войны. Ко всему, основная масса бояр – руководителей приказов, вообще была против петровских нововведений.
|
|
Коренная перестройка отраслевого управления произошла в 1718–1720 годах, когда была создана система коллегий, деятельность которых определялась Генеральным регламентом (1720 год). Генеральный регламент установил единообразие организационного устройства, порядок деятельности и делопроизводства.
Коллегии являлись центральными государственными учреждениями, подчиненными Государю и Сенату. Коллегиям по разным отраслям управления подчинялся местный аппарат.
Структура коллегий: присутствие (общее собрание) и канцелярия.
Существовали следующие коллегии, занимающиеся определенной сферой деятельности:
-военная – сухопутная армия;
-адмиралтейская – флот;
-иностранных дел – внешнеполитическое ведомство;
-камер – доходы государства;
-штатс-контор – государственные расходы;
-ревизион – контроль за финансами;
-юстиц – судебная система;
-коммерц – торговля;
-берг – управление горнорудной и металлургической промышленностью;
-мануфактур – управление крупной промышленностью;
-вотчинная – дворянское землевладение;
-главный магистрат – управление городами и городским самоуправлением.
Коллегии отличались от приказов строго определенной компетенцией и единообразным организационным устройством, но отраслевой принцип и здесь нарушался (вотчинная коллегия и Главный магистрат строились по сословному принципу).
При Екатерине II коллегии практически упраздняются, но Павел I пытается эти органы восстановить, но уже основываясь на принципе единоначалия.
5-й период. В начале XIX века происходит замена коллегиального управления министерским. В 1802 году в России создаются первые восемь министерств: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, иностранных дел, внутренних дел, коммерции, финансов, народного просвещения, юстиции. Важное место в истории министерств заняло Общее учреждение министерств 1811 года, которое определило единообразие организации и делопроизводства министерств, систему взаимоотношений их структурных частей, а также взаимоотношения министерств с другими ведомствами.
Структура министерств: министр с товарищем (помощником), при министре имелась канцелярия. Рабочий аппарат министерства состоял из департаментов.
Министры назначались императором и были ответственны только перед ним. В основу организации каждого министерства был положен принцип единоначалия.
Министерская система сохранялась в России до Октября 1917 года.