ТЕМЫ практических занятий

Латинская терминология в защите растений (энтомология, фитопатология, гербология) (3 часа).

Латинские терминоэлементы.Рассматривается важнейшие латинские корневые терминоэлементы словообразование путем сложения корневых морфем (терминоэлементов) и его особенности в биологической терминологии.

Греческие корневые терминоэлементы, важнейшие латинские корневые и суффиксальные терминоэлементы (4 часа).

Словообразование путем сложения корневых морфем (териноэлементов) (2 часа).

Префиксальное образование (2 часа).

Степени сравнения прилагательных и особенности их употребления в биологической номенклатуре(4 часа)

§ 17. Образование и склонение сравнительной степени. В латинском языке, как и в русском, три степени сравнения: положительная (gradus positīvus), сравнительная (gradus comparatīvus), превосходная (gradus superlatīvus). Сравнительная степень образуется от основы прилагательных путем добавления суффикса -ior для форм мужского и женского рода и суффикса -ius для среднего рода. Словарная форма прилагательных в сравнительной степени включает полную форму именительного падежа мужского и женского рода с окончанием среднего: albior, ius; celerior, ius; nigrior, ius; sapientior, ius. Сравнительная степень прилагательных изменяется по 3-му склонению и в родительном падеже оканчивается на -ōris. Основа сравнительной степени совпадает с формой именительного падежа мужского и женского рода.

§ 18. Образование и склонение превосходной степени. Превосходная степень большинства прилагательных образуется от их основы путем добавления суффикса -issĭm- и родовых окончаний -us, -a, -um. Превосходная степень прилагательных, у которых форма мужского рода оканчивается на -er, образуется путем добавления к этой форме суффикса -rĭm- и родовых окончаний -us, -a, -um.Словарная форма прилагательных превосходной степени образуется по образцу прилагательных 1—2-го склонений: acerrĭmus, a, um; brevissĭmus, a, um; celerrĭmus, a, um; sapientissĭmus, a, um. По этому же образцу прилагательные превосходной степени склоняют и определяют их основу. Формы превосходной степени можно также переводить на русский язык с помощью слова «очень» и формы положительной степени: albissĭmus — очень белый, brevissĭmus — очень краткий.

§ 19. Особенности образования степеней сравнения некоторых прилагательных.

Степени сравнения некоторых прилагательных образуются от разных основ: положительная степень, сравнительная степень и превосходная степень. Шесть прилагательных, определяющих пространственное положение, не имеют положительной степени и употребляются в форме сравнительной степени, однако имеют значение положительной. Формы превосходной степени этих прилагательных не употребляются в ботанической и зоологической номенклатурах.

§ 20. Особенности употребления форм сравнительной и превосходной степеней в биологической номенклатуре.Формы сравнительной степени прилагательных «большой» и «малый» в биологической номенклатуре чаще всего используются в значении положительной степени. В анатомо-гистологической терминологии млекопитающих и человека формы сравнительной степени прилагательных «большой» и «малый» употребляются в значении положительной в тех случаях, когда сравнивается величина двух одноименных структур, располагающихся рядом. Формы превосходной степени прилагательных «большой» и «малый», как и других, также достаточно часто употребляются в значении положительной степени. Нередко при переводе латинских видовых названий превосходная степень данного прилагательного переводится по-другому или вообще пропускается.

6. Именительный падеж множественного числа существительных и прилагательных (nominatīvus plurālis) (2 часа).

§ 21. Образование nominatīvus plurālis. Nominatīvus plurālis существительных и прилагательных всех склонений образуется путем прибавления к основе существительного или прилагательного падежного окончания соответствующего склонения и рода.

§ 22. Употребление форм nominatīvus plurālis в биологической терминологии. Формы nominatīvus plurālis широко употребляются в зоологической и биологической номенклатурах для обозначения униноминальных систематических единиц рангом выше рода (семейство, отряд, класс и т. д.).

7. Родительный падеж множественного числа существительных и прилагательных (genetīvus plurālis).

§ 23. Образование форм родительного падежа множественного числа (genetīvus plurālis).Формы genetivus pluralis образуются путем прибавления к основе существительного или прилагательного окончаний соответствующего склонения.

§ 24. Употребление форм genetīvus plurālis в биологических терминах. Формы genetivus pluralis существительных употребляются в номенклатурных терминах в качестве несогласованного определения. Формы gen. pl. существительных и прилагательных употребляются также в описаниях растительного и животного мира и в анатомо-гистологических терминах.

8. Винительный падеж единственного и множественного числа существительных и прилагательных (accusatīvus singulāris et plurālis). Предлоги, употребляющиеся с винительным падежом (2 часа).

§ 25. Образование форм винительного падежа единственного и множественного числа. Латинский падеж accusatīvus соответствует винительному падежу в русском языке. Он образуется путем добавления к основе существительных и прилагательных соответствующих падежных окончаний.

§ 26. Предлоги, употребляющиеся с accusatīvus.С accusatīvus употребляется большинство латинских предлогов. Эти предлоги, как и в русском языке, могут иметь несколько значений (ad - к, для, при; ante - до, перед; apud - у, возле и т.д.).

9. Аблятив единственного и множественного числа существительных и прилагательных(ablatīvus singulāris et plurālis). Предлоги, употребляющиеся с аблятивом (3 часа).

§ 27. Аблятив и образование его форм.Латинский падеж ablatīvus (аблятив) соединяет в себе функции двух русских падежей — творительного и предложного, поэтому значение аблятива определяется, исходя из конкретного текста. Падежные формы аблятива образуются путем добавления к основе существительного или прилагательного окончания соответствующего числа и склонения.

§ 28. Предлоги с ablatīvus.Важнейшие предлоги, употребляющиеся с аблятивом, и приводится примеры их употребления (a, ab (перед гласным) – от; cum - с, со и т.д.).

§ 29. Сущность префиксации и ее особенности.Префиксальное словообразование (префиксация) — это присоединение префиксальной морфемы (приставки) к основе слова.

§ 30. Латинские и греческие приставки, придающие слову сходный смысловой оттенок. Предоставлено в виде сравнительной таблицы латинские и греческие приставки, придающие слову сходный смысловой оттенок. Например: значение слов «отсутствие, отрицание, невозможность» на латинском яз. используют приставки – in, im, ir (infecundus, a, um — неплодородный, immobĭlis, e — неподвижный), на греческом – a, an (aphyllus, a, um — безлистный, atrophia, ae f — отсутствие питания и т.д.).

§ 31. Латинские и греческие приставки, не дублирующие друг друга при обозначении своего содержания. Предоставлено в виде сравнительной таблицы латинские и греческие приставки, не дублирующие друг друга при обозначении своего содержания. Основные приставки: de-, des-, dis-, dif-, di- e-, ef-, ex-, per-, post-, re-(лат.) dys- para (греч.)

§ 32. Латинские и греческие числительные, выступающие в роли приставок. Предоставлено в виде сравнительной таблицы. Приводится примеры: uni- bi- tri-(лат.), mono di- tri-(греч.) и др.

§ 33. Начальные и конечные терминоэлементы, правила их сложения в терминах. Рассматривается важнейшие греческие корневые терминоэлементы словообразование путем сложения корневых морфем (терминоэлементов) и его особенности в биологической терминологии. В биологии, как и в медицине, большая часть терминов образуется с помощью греческих морфемных элементов, или терминоэлементов (сокращенно ТЭ). В современном терминоведении терминоэлементом считают, любую аффиксальную или корневую морфему, которая обладает стабильным значением и употребляется в терминообразовании. Среди корневых ТЭ чаще всего встречаются корни или основы греческих существительных и прилагательных.Различают начальные и конечные корневые ТЭ. Конечные ТЭ принимают окончания существительных 1-го, 2-го и 3-го склонений. Они обычно соединяются с греческими начальными ТЭ с помощью соединительного гласного -o-: macr-o-carpus — крупноплодовый, ornith-o-logia — раздел зоологии, изучающий птиц.

§ 34. Греческие начальные и конечные терминоэлементы: начальный ТЭ – acr-, aёr-, andr-, anth- arthr-, bi(o)-, auto-, blast-, brachy-, Branchi-, carp- и др., конечные ТЭ - -andrus, a, um, -anthus, a, um, -anthus, i m, arthrus, a, um, bius, a, um, -blastus, i m -branchia, ae f -carpus, a, um-cephalia, ae f -cephălus, a, um- cheilia, ae f - chīlus, a, um и др.

§ 35. Греческие терминоэлементы и корневые терминоэлементы. Греческие суффиксы. В биологии, как и в медицине, большая часть терминов образуется с помощью греческих морфемных элементов, или терминоэлементов (сокращенно ТЭ). В современном терминоведении терминоэлементом считают любую аффиксальную или корневую морфему, которая обладает стабильным значением и употребляется в терминообразовании. Среди корневых ТЭ чаще всего встречаются корни или основы греческих существительных и прилагательных.

§ 36. Словосложение с помощью латинских начальных и конечных терминоэлементов. Латинские начальные корневые ТЭ соединяются с конечными чаще всего с помощью соединительного гласного -i-. При этом конечные ТЭ принимают окончания существительных и прилагательных 1—2-го склонения, реже — 3-го: insect-i-vŏrus, a, um насекомоядный; Sax-i-frăga, ae f камнеломка; Mugil-i-formes, ium кефалообразные; brevirostris, e короткоклювый.

§ 38. Важнейшие латинские суффиксы в биологической терминологии. В биологических терминах чаще всего употребляются суффиксы -āl- (-ār-), -āt-, -fĕr-, -gĕr-, -ŏl-, -ōs-, -ŭl -. Суффикс -āl- и его разновидность -ār- употребляются у прилагательных 3-го склонения с двумя окончаниями и указывают на свойство (или принадлежность), определяемое производящей основой.

§ 39. Термины применяемые в энтомологии, фитопатологии, гербологии и защиты растений в целом. Латинско – русско - казахский словарь, применяемых в зоологии, энтомологии, фитопатологии и защиты растений. Определение грамматических и словарных форм униноминальных терминов и их значение Определиние русские эквиваленты биноминальных терминов. Образовывать термины, используя латинские и греческие ТЭ. Образовывать названия отрядов (надотрядов, подотрядов) животных и порядков растений, переведите их на русский язык.

14. Латинский алфавит, классификация звуков, произношение гласных и согласных букв и их сочетаний (2 часа).

15. Правила ударения

16. Имя существительное (nomen substantīvum) (2 часа).

17. Имя прилагательное (nomen adjectīvum) (2 часа).

18. Степени сравнения прилагательных и особенности их употребления в биологической номенклатуре(4 часа)

19. Именительный падеж множественного числа существительных и прилагательных (nominatīvus plurālis) (2 часа).

20. Родительный падеж множественного числа существительных и прилагательных (genetīvus plurālis).

21. Винительный падеж единственного и множественного числа существительных и прилагательных (accusatīvus singulāris et plurālis). Предлоги, употребляющиеся с винительным падежом.

22. Аблятив единственного и множественного числа существительных и прилагательных(ablatīvus singulāris et plurālis). Предлоги, употребляющиеся с аблятивом (2 часа).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: