Рис. I. 21. Принципиальная электрическая схема
статической САР скорости двигателя постоянного тока.
Эта система предназначена для поддержания с некоторой точностью заданной скорости вращения двигателя при меняющейся во времени нагрузке на его валу Мн. На рис. I.21 приняты такие же обозначения, что и на рис. I.14 и I.17. Дополнительно здесь появился элемент ТГ, называемый тахогенератором. Это машина постоянного тока, вал которой жестко соединен с валом двигателя Д. На обмотке этой машины вырабатывается напряжение U тг, пропорциональное угловой скорости вращения двигателя
.
Иными словами, тахогенератор является измерителем угловой скорости двигателя постоянного тока.
Напряжение U тг, характеризующее фактическую угловую скорость двигателя, сравнивается с напряжением U зд, которое определяет потребную скорость двигателя, и на электронный усилитель, следовательно, поступает сигнал рассогласования
D U = U зд - U тг.
Функциональная схема рассматриваемой САР представлена на рис. I.22
|
|
Рис. I. 22. Функциональная схема САР скорости
двигателя постоянного тока.
Видно, что в отличие от статической и астатической САР напряжения генератора (рис. I.15 и I.18), характеризующихся отрицательными единичными обратными связями, в САР скорости двигателя обратная связь неединичная.
В установившемся режиме угловая скорость W и напряжения U г, U эму, U у, D U постоянны и не равны нулю, т.е. U тг¹ U зд. Это означает, что угловая скорость двигателя отличается от заданного значения на величину статической ошибки D U. Как и в статической САР напряжения генератора статическая ошибка здесь принципиально неизбежна, ибо при D U = 0 в системе установится W = 0.
Рассматриваемую систему (I.21) можно сделать астатической, если как и на рис. I.17, выходной сигнал U у электронного усилителя подать на якорную обмотку вспомогательного двигателя, который, перемещая ползунок потенциометра П2, будет изменять напряжение возбуждения ЭМУ от постороннего источника U 2.