Основными задачами и функциями маркетинга являются:
1. исследование и анализ рынка по направлениям производственного, сбытового, торгового, рекламного, ценового и других видов деятельности предприятия;
2. разработка стратегии маркетинга и ориентации всех подразделений предприятия на удовлетворение требований потребителей и достижение намеченных целей на рынке с максимальной прибылью;
3. исследование потребительских свойств производимой продукции, изучение требований предъявляемых к ней покупателями;
4. изучение связей между техническими и потребительскими параметрами продукции предприятия;
5. оценка конкурентоспособности продукции предприятия;
6. анализ соответствия конкурентной продукции покупательским запросам;
7. изучение коньюктуры рынка и спроса на продукцию предприятия, исследование факторов, определяющих структуру и динамику потребительского спроса на продукцию предприятия;
8. сегментация рынка потребностей, которые не удовлетворяют конкурирующим предприятиям и т.д.
Маркетинговые функции классифицируются следующим образом:
1. Аналитическая функция: изучение спроса, изучение потребителей, изучение фирменной структуры рынка.
2.Производственная функция:организация производства новых товаров, организация материально-технического снабжения; управления качеством и конкурентоспособностью готовой продукции.
3. Сбытовая функция (продажи): организация системы товародвижения, проведение целенаправленной товарной политики, организация сервиса.
4. Функция управления и контроля: организация стратегического и оперативного планирования на предприятии, информационное обеспечение управления маркетингом.
Приступая к текущему наблюдению в рамках маркетинговой деятельности, необходимо определить цель исследования и наметить круг вопросов, исходя из которых будет производиться накопление данных, т.е. определить характер информации о состоянии и развитие объекта наблюдения.
С позиции всестороннего изучения потребностей рынка в целях удовлетворения запросов потребителя и получения максимальной прибыли необходимы знания о следующих частях маркетинговой среды:
- рынок товаров;
- производство товаров;
- внешняя макросреда, связанная с производством и рынком сбыта.
Концепция маркетингового анализа каждого предприятия включает систему следующих сведений:
- объем и состав клиентов, их покупательская способность;
- коммерческая мощь конкурентов и степень их организованности;
- возможности рынка товаров-заменителей, а также принципиально новых способов удовле
творения спроса;
- регламентирующая сила институциональных структур (государственных, правительствен-
ных, экологических и т.п.);
- степень закрытости или прозрачности рынка и др.
Получение полезной информации для принятия решений о проведении на рынке товаропроизводителя предполагает сопоставление данных, характеризующих структуру спроса и предложения. Обычно структурирование рынка проводится при помощи методов группировки:
- типологической (при которой потребители делятся на однородные по условиям потребления группы, или пространственно разобщенные потребители условно «собираются» в однородные по каким-либо признакам группы);
- структурной / вариационной (при которой потребители, относящиеся к однородной группе, дифференцируются по определенному количественному признаку, образуя при этом вариационный частотный ряд распределения).
На практике большое распространение получили группировки по следующим основаниям:
география товарного предложения и спроса;
оптовый, розничный или смешанный характер товарного предложения;
конфигурация рынка с точки зрения видового разнообразия товаров, наличия заменителей, уровня доходов потребителей, рентабельности отраслевой группы, степени закрытости или прозрачности границ для товародвижения (таможенные правила, лицензирование, налогообложение, ограничения по ценам и т.п.);
условия расчетов при продаже (за наличный расчет, продажа в кредит под обязательство-вексель, бартерный обмен и т.д.).
Маркетинговый анализ многоаспектен и во многом предопределен текущей рыночной коньюктурой, которая может привнести совершенно новые постановки задач.
Определив все виды деятельности предприятия, необходимо выбрать из существующего ассортимента те изделия, которые приносят стабильную прибыль и приток денежных средств, а также пользуются спросом у потребителей.