Данная модель не учитывает неденежных аспектов проблемы и того, что образование может приносить удовольствие (увеличивая полезность).
Предполагается, что:
· Цель человека- максимизировать суммарные денежный доход в течении жизни;
· Более образованные люди работают более продуктивно и ЗП у них выше;
· Человек может предвидеть как расходы, необходимые для получения образования, так и будущие доходы;
· Люди обладают равными способностями в получении образования, и ничто не мешает им получить это образование.
B |
t |
Bb |
Ba |
С2 |
S U |
Ba- необразованный
Bb- образованный
S-время принятия решения об образовании
U- время, когда человек закончил обучение
SU – время на обучение
R- время окончания трудовой деятельности
- суммарная разница получаемых доходов, между образованными и необразованными
С1- прямые расходы на обучении
С2- альтернативные издержки обучения
Сравнивая решения о целесообразности инвестиций в образование, человек сравнивает дисконтированные потоки ожидаемых издержек (прямых и альтернативных) и ожидаемой разницы доходов.
|
|
У каждого человека своя, индивидуальная ставка дисконтирования. Она характеризует предпочтительность настоящего по отношению к будущему.
Она тем больше, чем меньше человек думает о совеем будущем, т.е. чем менее значимы для него будущие выгоды по сравнению с настоящим.
Дисконтированная стоимость ожидаемых чистых выгод от инвестиций рассчитывается по формуле:
NPV= PVB-PVC =
Где PVB – дисконтированный к моменту S поток ожидаемой разницы в доходах.
PVC- дисконтированный к моменту S поток ожидаемых издержек;
γ- индивидуальная ставка дисконтирования.
Степень выгодности инвестирования в образование можно оценивать двумя способами:
1) Определять чистую дисконтированную стоимость инвестиций
Инвестиции в образование целесообразны, если: NPV = PVB –PVC >0.
2) Определением внутренней нормы отдачи от инвестиций.
Внутренняя норма отдачи от инвестиций ρ -это такое значение ставки дисконтирования, при которой чистая дисконтированная стоимость =0: NPV=0 или PVB= PVC.
Если найденное значение ρ больше индивидуальной ставки дисконтирования γ, то такое инвестирование для человека окажется выгодным.
Инвестировать в образование тем выгоднее, чем:
- Больше период предстоящей трудовой жизни и соответственно поток ожидаемой разницы в доходах.
- Больше различия в заработках образованных и необразованных работников
- Меньше издержки, связанные с получением образования, - как прямые, так и альтернативные.
- Ниже индивидуальная ставка дисконтирования, т.е. чем в большей степени человек думает о собственном будущем.
6.3. Человеческий капитал
|
|
Общий- может быть реализован на различных рабочих местах;
Специфический – может быть применен на определенном рабочем месте и в конкретной фирме.
Инвестиции фирмы в человеческий капитал предполагают периода:
1) Инвестиции в обучение работника
2) Обучение окончено, и оно приносит отдачу.
Общее обучение Специализированное
w w
MRP MRP
w2=MRP2
w2
w`=MRP`