Модель инвестиций в человеческий капитал

Данная модель не учитывает неденежных аспектов проблемы и того, что образование может приносить удовольствие (увеличивая полезность).

Предполагается, что:

· Цель человека- максимизировать суммарные денежный доход в течении жизни;

· Более образованные люди работают более продуктивно и ЗП у них выше;

· Человек может предвидеть как расходы, необходимые для получения образования, так и будущие доходы;

· Люди обладают равными способностями в получении образования, и ничто не мешает им получить это образование.

 
B
t
Bb
Ba
С2

S U


Ba- необразованный

Bb- образованный

S-время принятия решения об образовании

U- время, когда человек закончил обучение

SU – время на обучение

R- время окончания трудовой деятельности

- суммарная разница получаемых доходов, между образованными и необразованными

С1- прямые расходы на обучении

С2- альтернативные издержки обучения

Сравнивая решения о целесообразности инвестиций в образование, человек сравнивает дисконтированные потоки ожидаемых издержек (прямых и альтернативных) и ожидаемой разницы доходов.

У каждого человека своя, индивидуальная ставка дисконтирования. Она характеризует предпочтительность настоящего по отношению к будущему.

Она тем больше, чем меньше человек думает о совеем будущем, т.е. чем менее значимы для него будущие выгоды по сравнению с настоящим.

Дисконтированная стоимость ожидаемых чистых выгод от инвестиций рассчитывается по формуле:

NPV= PVB-PVC =

Где PVB – дисконтированный к моменту S поток ожидаемой разницы в доходах.

PVC- дисконтированный к моменту S поток ожидаемых издержек;

γ- индивидуальная ставка дисконтирования.

Степень выгодности инвестирования в образование можно оценивать двумя способами:

1) Определять чистую дисконтированную стоимость инвестиций

Инвестиции в образование целесообразны, если: NPV = PVB –PVC >0.

2) Определением внутренней нормы отдачи от инвестиций.

Внутренняя норма отдачи от инвестиций ρ -это такое значение ставки дисконтирования, при которой чистая дисконтированная стоимость =0: NPV=0 или PVB= PVC.

Если найденное значение ρ больше индивидуальной ставки дисконтирования γ, то такое инвестирование для человека окажется выгодным.

Инвестировать в образование тем выгоднее, чем:

  • Больше период предстоящей трудовой жизни и соответственно поток ожидаемой разницы в доходах.
  • Больше различия в заработках образованных и необразованных работников
  • Меньше издержки, связанные с получением образования, - как прямые, так и альтернативные.
  • Ниже индивидуальная ставка дисконтирования, т.е. чем в большей степени человек думает о собственном будущем.

6.3. Человеческий капитал

Общий- может быть реализован на различных рабочих местах;

Специфический – может быть применен на определенном рабочем месте и в конкретной фирме.

Инвестиции фирмы в человеческий капитал предполагают периода:

1) Инвестиции в обучение работника

2) Обучение окончено, и оно приносит отдачу.

Общее обучение Специализированное

w w

MRP MRP

w2=MRP2

w2

w`=MRP`



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: