Административные системы германских стран

Системы органов государственной власти и государственной службы Великобритании и США

Верховная государственная власть в Англии принадлежит премьер-министру, который руководит Палатой общин и является лидером своей партии. В США власть сосредоточена в руках президента, который не является лидером партии и не контролирует большинство в парламенте. В обоих странах власть принадлежит единоличному выбору, но в Велиокбритании власть основана на лидерстве в партии и парламенте, а в США на поддержке общественного мнения. В Англии единоличная власть держится на неписанных традициях и лидерских способностях премьер-министра. Его назначает королева, но он зависит не напрямую от неё, так она назначает премьер-министра лидера самой популярной партии. В США она основывается на твёрдом конституционном фундаменте. Пост-премьер министра получился в начале XVIII века, его назначал король, сначала по сосбвтенному желанию, затем стал выбирать лидера из партии большинства. Президент США не является лидеор партии, но при этом зависит от партийной машины и вынужден считаться с партийными боссами.

Состав британского правительства (22 секретаря и государственного министра) формируется на основе патронажа. Де-юре эта система отменена ещё в XIX веке, но на практике существует до сих пор. На все министерские посты и премьер-министр назначает своих сторонников. В США система патронажа отменена, тем не менее, на практике она действует при назначении членов правительства, судей верховного суда и политических чиновников. В обоих странах глава исполнительной власти осуществляет реальный контроль за деятельность в сего аппарата государственной службы в целом. Это высшая инстанция. Это проявляется как косвенно (и премьер и президент назначают своих людей), так и непосредственно (президенту США непосредственного подчиненно 300 высших правительственных постов, 1000 средних государственных постов, все председатели правительственных агентств и корпораций, а в Британии существует специальная служба, которая занимается формированием аппарата чиновников). В Британии существует офис Британского кабинета (аналог администрации президента), в его задачу входит помогать премьер-министру контролировать деятельность казначейства и других департаментов кабинета, координировать связи между центральными и местными органами власти, между исполнительными и квази-правительственными агентствами, между правительством и региональными учреждениями Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии. У президента США такую функцию играет Исполнительное управление (конгломерат различных учреждений, штабов и экспертов, которые целиком зависимы от президента, назначаются им), оно осуществляет следующие функции:

1) Совет национальной безопасности, он состоит из советников президента по вопросам внешней политики и обороны, вице-президента, госсекретаря и министра обороны.

2) Управление экономических советников, куда входят экономические советники президента. Занимается федеральными вопросами экономики и вопросами занятости.

3) Управление по менеджменту и бюджету, куда входят политически незначимые служащие и госслужащие. Занимается подготовкой проекта госбюджеты для предоставления в конгресс

4) Управление по вопросам национальной политики в сфере контроля за наркотиками.

5) Торговое представительство США.

6) Консультативное управление зарубежной разведки.

7) Управление научной и технологической политики.

8) Управление национальной политики по борьбе со СПИДом.

9) Управление Белого дома по вопросам женских инициатив и предложений.

Также существует Штаб Белого дома (администрация президента), в который входят помощники и ассистенты президента, а также секретари и клерки, выполняющие текущие функции. В функции Штаба Белого дома входят самые разнообразные функции (отношения со СМИ и прочее).

В Британии правительство делится на 2 блока:

1) Политический блок, состоящий из 8 отделов или отдельных министерств, которые непосредственно работают с премьер-министром. Премьер-министр назначает туда свою команду.

2) Технический или административный (функциональные министерства), которые заполняются не назначаемыми людьми, а по профессиональным данным.

Аналогом британского премьер-министра в США является вице-президент США, он замещает президента в Сенате и президента в стране в случае необходимости.

К политическому блоку в Англии относится заместитель премьер-министр. После заместителя премьер-министра вторым человеком в Британии является Канцлер казны (казначейство), он ответственен за бюджет, налогообложение, контроль за расходом средств. Селедом за ним стоит главный секретарь министерства финансов, он ответственен за контроль бансковской сферой, регулировании кредитно-денежной и валютной системы. Ему подчинены главный кассир, экономический и финансовый секретари. В США аналогом британского казначейства является американский департамент казначейства. Он ответственен на налогообложение и валютную политику, формулирует финн и фискальные программы, обеспечивает принятие законов по этим вопросам.

Третьим по статусу в британском кабинете является Председатель тайного совета короны (он же является лидером палаты общин), который является главой парламентской фракции и ответственен за прохождение нужных правительству законов в парламент. Он формирует законы, которые идут под грифом королевы и тайного совета, такие законы проходят без обсуждения в парламенте (это законы, которые регулируют структуру правительства, власть каждого департамента, государственную службу и систему публичного управления). Не имеет аналогов в США

Четвёртым по значимости в Британии является Секретарь кабинета премьер-министра. Он носит статус министра без портфеля. Он ответственен за внутреннюю организацию заседаний правительства. Под его руководством находится центральный штаб исследования политики, который информирует и консультирует кабинет министром по поводу стратегической и публичной политики. Этим же занимается политический отдел, состоящий их экспертов. Не имеет аналогов в США

Пятым по значимости в Британии является Верховный лорд-канцлер Великобритании, который является главой судебной системы Британии и министерства юстиции. В США аналогом лорда-канцлера является несколько институтов: министерство юстиции, генеральная прокуратура (защищает интересы правительства и юридическое консультирование правительства), федеральное бюро расследований (ФБР), служба миграции натурализации и департамент по борьбе с наркотиками.

К техническому блоку в Британии относятся:

1) Министерство обороны. В США также существует министерство обороны.

2) Министерство иностранных дел по делам содружества наций (аналог министерства иностранных дел), но не вмешиваются в Шотландию и Уэльс. В США аналогом этого министерства является государственный департамент США. Его отличие в том, что там нет автономии, он полностью подчинён президенту, который формулирует всю политику департаменту.

3) Министерство внутренних дел (Home Department) ведает общественным порядком и наблюдением за полицейскими силами. Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия имеют свои аналогичные структуры. Прямое руководство полицейскими силами осуществляется на уровне графства, а центр только контролирует. В США также существует министерство внутренних дел (Department Internment), которое носит такое же название, но обладает совершенно другими функциями. Оно занимается общественной землёй и природными ресурсами. Его главные ведомства – это служба национального парка и американский комитет по рыбе и живой природе. Аналогом МВД в США является министерство юстиции, которое следит за соблюдение законности, но непосредственно полицией не управляет (в США полицией управляют только штаты, кроме ФБР) и министерство отечественной безопасности (создано Бушем-младшим после терактов), в него входит президентская секретная служба, это министерство занимается предотвращением терактов и стихийных бедствий.

4) Министерство сельского хозяйства, рыболовства и продовольствия. В США аналогом является это министерство сельского хозяйства. Поддержка сельского хозяйства на федеральном уровне.

5) Министерство окружающей среды, транспорта и регионов. Занимается взаимоотношением центр-регионы, помощью регионам, региональным планированием и прочее. Не имеет аналогов в США. В США существует отдельное министерство транспорта.

6) Министерство торговли и промышленности. В Британии оно занимается экономическим планированием. В США министерство торговли занимается регулированием внутренней и внешней торговли, развитию технологий. Ему подчинено множество крупных агентств: национальный институт стандартов и технологий, управление патентов и торговых марок и т.д.

7) Министерство образования и ремёсел. Наблюдает за соответствие образования стандартам, учебными планами и т.д. Работает только на территории Англии (исключая Шотландию, Уэльс и Ирландию). Аналогом в США является министерство образования. У него такие же функции как у министерства Англии. Школы подчинены непосредственно штатам, а министерство контролирует качество образования, ищет возможности для трудоустройства выпускников.

8) Министерство по труду и пенсии. В США аналогом является министерство труда. Функции – усовершенствование условий труда, проведение законов о труде в конгресс, контроль за отношениями между работниками и работодателями.

9) Министерство здравоохранения. В США аналогом является министерство гуманитарных услуг. Функции – разработка федеральных программ по оказанию медицинских услуг и скорой помощи.

10) Министерство по делам женщин. Следит за выполнением конституционного равноправия и равных возможностей женщин во всех аспектах жизни. В США нет прямого аналога данному министерству. Отдалённым аналогом является комиссия по равным возможностям занятости. Она занимается всеми дискриминируемыми группами населения (женщины, цветное население).

11) Министерство по культуре, СМИ и спорту. Занимается осуществление государственной политики в области искусств, культуры, спорта и защиты исторических памятников. Его партнёром выступают различные вневедомственные общественные организации и корпорации, связанные с национальным наследованием Англии. Также это министерство осуществляет строгий контроль за СМИ. Не имеет аналогов в США.

12) Министерство по международному развитию. Занимается отношениями с международными добровольческими организациями. Не имеет аналогов в США.

13) Так называемые территориальные министерства: офис Шотландии, офис Уэльса и офис Северной Ирландии. Также не имею аналогов в США. Это территориальные правительства, ведают огромны количеством дел: школы, планирование, социальное обеспечение, окружающая среда, местное наследие, культура, полиция, местные власти и т.д.

Министерства США, не имеющие аналогов в Британии:

1) Министерство энергетики. Исследование энергетических технологий, программы по сохранению энергии, гражданское и военное использование ядерной энергии, и т.д.

2) Министерство жилищного строительства и городского хозяйства. Занимается федеральными программами по коммунальному развитию и курирует частные программы страхования, позволяющие людям брать дома в кредит.

3) Министерство по делам ветеранов (появилось 1989 году). Занимается делами ветеранов, организацией для них медицинских центров, выплатой пенсий, предоставлением жилья и похоронами.

25. Административные системы «наполеоновских» стран

К этим странам относятся Франция, Бельгия, Люксембург (Бенелюкс), Италия, Португалия, Испания и Греция. Основы этих систем были заложены Наполеоном. Основным принципом этих систем является жёсткая вертикаль власти и централизация управления.

Основные особенности «наполеоновской» системы:

1. Широкое присутствие государства в политической и социальной сфере жизни общества.

2. Доминирование центрального уровня управления в отношениях с регионами.

3. Государство предстаёт как символическое выражение общественного интереса.

4. Традиционно сильная государственная бюрократия, их высокий престиж (во Франции 25% работников - госслужащие).

5. Численное доминирование карьерных (договорных) чиновников над политическими (назначаемыми). Во Франции 40:1, в США 5:1.

6. Корпус высшего чиновничества более закрыт и элитарен.

7. Чиновники осуществляют свою деятельность на основе особого служебного права.

8. Джиниралистский подход (упор на обладание чиновником самыми общими познаниями, а не узко специализированными) к подготовке чиновников.

Во Франции высокий уровень централизации рассматривается как гарантия прав человека и защита человека от произвола местных властей. Президент является одновременно и главой государства и главой исполнительной власти и выполняет ряд функций, которые традиционно принадлежат премьер-министру, т.е. он назначает премьер-министров и увольняет их, председательствует на заседаниях совета министров, подписывает декреты и ордонансы правительства. Он же назначает и снимает премьер-министра. Должность премьер-министра есть, но он не возглавляет правительство, а руководит его текущей работой, имеет право присутствовать и выступать в парламенте, право законодательной инициативы. Кабинет министров – это неофициальные заседания министров под руководством премьер-министра (президент собирает совет министров). На этих заседаниях они обсуждают рабочие вопросы и не имеют право издавать законы. Премьер-министр имеет собственный административный аппарат, который состоит из кабинета министров, генерального секретариата национальной обороны и генерального секретариата правительства. Правительство одновременно зависит от президента и от парламента.

Министерства делятся по следующим направлениям:

1) Внешнеполитические и военные: министерство обороны, министерство внешней торговли, министерство иностранных дел, министерство по заморским территориям.

2) Экономические и регулирующие отрасли промышленности: министерство по телекоммуникациям, информационным технологиям и почтам, министерство сельского хозяйства и др.

3) Внутренней и социальной политики: министерство внутренних дел, министерство занятости, министерство образования, министерство исследования технологий, министерство социальной защиты, министерство юстиции.

4) Культура: министерство культуры, министерство по делам молодёжи и спорта.

На субнациональном уровне французская модель государственного управления делится на:

1) регионы,

2) департаменты

3) коммуны.

Регионами (22 региона) управляют префект и председатель регионального совета (супрефект). Основной исполнительный орган в регионе – супрефект. Он выбирается из своего состава региональным советом. Префект назначается на уровне правительства и является полномочным представителем государства. кроме контрольным функций префект может распоряжаться финансовыми средствами в регионе, государственным имуществом, аттестовывать персонал государственным служащим и через него проходит вся корреспонденция по региону.

Главой департамента является председатель генерального совета (также супрефект). Он является главой правительства департамента. Он выбирается советом департамента. Занимается руководством совета, распоряжается расходами и имуществом департамента, ему подчиняются главы служб департаментов и он назначает кадры. Его деятельность контролируется префектом департамента. А префект назначается президентом на заседании совета министров. Он является представителем государства в департаменте. Это не политическая должность, при смене правительства он не теряет соё место. В его задачу входит информировать правительство о делах департамента, проводить политику правительства, надзор за исполнением центральных законов, контроль за деятельность департамента, несёт ответственность за бюджетные средства и государственное имущество, руководит работой местных служб министерств и является их посредником между взаимоотношениями с центральными органами. Местные советы (коммуны) должны утверждать свои решения у префекта департамента. Префект имеет право приостановить их деятельность на месяц, а президент может распустить их совет полностью.

На центральном уровне министерством, занимающимся регулированием государственной службы является министерство государственной службы, государственной реформы и децентрализации. В его состав входит генеральная дирекция администрации и государственной службы. В его хадачи входит контроль за соблюдением законолдательсвта о гос слуюже, сбор стат материалов и данных о гос слуюжбе, управлением гос имуществои и оперативное руководство процеесами и формированием государственной службы. Также этим занимается гос секретарь по вопросам гос службы.

В результате политики децентрализации (80-е годы) коммунам отданы вопросы местного транспорта, гражданского и промышленного строительства (крмое национального масштаба), соц деятельности, а также большая часть налогов.

В Италии распределение уровней власти примерно такое же как во Франции. На каждом их уровней присутствует представитель центральной власти. Там существует 3 органа государственного управления, которых нет во Франции:

1) Национальный совет экономики и труда – формируется из представителей профсоюзов, общественных объединений, экспертов и обладает правом законотворческой инициативы (лоббистский орган).

2) Государственный совет – консультативный орагн по административным и юридическим вопросам при правительстве.

3) Счётная палата – занимается предварительным контролем за финансовой деятельностью правительства.

В Италии также имеется орган, занимающийся вопросами государственной службы – департамент государственной деятельности, который занимается кадровыми вопросами, реестром государственных служащих и реформами государственных службы. Особенность Италии в том, что текущие вопросы государственной службы решаются в каждом министерство отдельно. Этим занимается административный совет в каждом министерстве, его возглавляет министр или его заместитель.

В Нидерландах такая же система, но крупные города имеет статус региона (Амстердам, Ротердам, Гаага и др.)

В Испании такая же система, но регионализация достигла больших результатов, чем в других странах. Например, с 80-х годов 65% контролируется центром, остальные налоги отданы регионам.

К этим странам относятся: Германия, Австрия и Швейцария. Все 3 государства являются федерациями.

Особенности германской системы:

1. Наличие системы партийного патронажа над органами государственного управления. Многие должности занимаются по принадлежности к партии.

2. Традиционно сильная бюрократия и её высокий престиж

3. Федеративный тип государственного устройства, высокий уровень самостоятельности региональной и местной власти.

В Германии вершиной государственной власти формально является президент. Президент выбирается комиссией из представителей Бундестага и Ландтагов (земельных парламентом), и поэтому обладает меньшей легитимностью. Правительство возглавляет канцлер.

Формально он имеет значительные полномочия, утверждает в должности канцлера (им становится человек от партии, которая набирает большинство), федеральным министров, федеральных судей, чиновников и офицеров, заключает международные договоры. Все эти акты должны быть одобрены канцлером или компетентным министром, что существенно ограничивает власть президента и сводит его функции к представительским. Вершину государственной власти ФРГ представляют федеральный канцлер и федеральные министры. Федеральный канцлер является главой правительства и получает свои полномочия от нижней палаты парламента - Бундестага. Бундестаг одобряет предложенную кандидатуру абсолютным большинством голосов, поэтому чаще всего победителем становится лидер самой популярной партии. Федеральные министры также назначаются президентом, но по предложению канцлера. Он председательствует на заседаниях правительства и несёт ответственность за политику правительства. В случае смены канцлера, правительство обязано уйти в отставку. Президент, канцлер и министр не должны занимать иные оплачиваемые должности и заниматься коммерческой деятельностью. Бундестаг может объявить правительству вотум недоверия и предоставить в течении 48 часов преемника на пост канцлера, которого президент обязан его утвердить.

Регионами являются земли. На региональном уровне главой государственной власти является земельное правительство во главе с министром-президентом. Министр-президент выбирается ландтагом, он имеет свою канцелярию, которая обеспечивает его деятельность. Министр правительства назначает министр-президента с согласия ландтага. Каждый министр земли действует самостоятельно в пределах своей земли и каждый несёт ответственность перед ландтагом.

В структуре регионального правительства особе место занимает глава канцелярии, которая занимается техническими вопросами, обеспечивает бесперебойную работу правительства.

Существует отдельная должность - министр по связям с ЕС и федеральным правительством (аналог министра иностранных дел, но на уровне земель и других государств). Он может проводить самостоятельную экономическую политику в рамках ЕС.

В Австрии президент избирается абсолютным большинством голосов населения на 6 лет. Федеральное правительство также возглавляется канцлером. Проводимая политика осуществляется канцлером совместно с вице-канцлером (который одновременно является министром по делам государственной службы и спорта), 10 федеральными министрами и 4 государственными секретарями, т.е все решения выносятся коллегиально. Земельный уровень такой же, как в Германии.

В Швейцарии фактически является конфедерацией, и вся полнота власти там принадлежит парламенту – Национальному совету. Национальный совет из своего состава формирует Федеральный совет. Федеральный совет – это правительство, которое существует до тех пор, пока существует избравшая его палата парламента. Федеральный совет состоит из 7 членов, он является коллегиальным органов и решения в нём принимаются посредством голосования. Глава федерального совета меняется каждый год и стать им может любой из 7 членов совета, при этом продолжая руководить свои парламентом. Т.о. там нет президента и фактически нет и премьер-министра.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: