Формы
I. собственные (закрепленные) доходы
собственные – это доходы, соответствующие уровням власти, которой получают исклч-е права на взимание и использование этих налогов.
Закрепленные – это доходы которые полностью или на постоянной долговременной основе в установленном порядке поступают в соответствующий бюджет. Нормативы закрепления могут быть дифференциальными. Отчисления от федеральных налогов могут производится через следующие методы:
- 1 метод квотирования: налоги, в определенный % - й доле остаются в распоряжении в той административной единице на территории которой они собраны
+ это простота и наличие гарантий в получении определенной части поступлений территориальными бюджетами.
- второй метод присоединения ставок: территориям разрешено взимать в дополнение к фед-м одноименные налоги, размеры которых ограничиваются определенным приделом. Этот способ отличается простотой и функционирует эффективнее так как возможен выбор конкретных кол-х значений, надбавок в зависимости от потребностей в средствах; при этом территориальные органы заинтересованы в наиболее полном выявлении платежеспособности налогоплательщиков и в своевременном поступлении платежей.
|
|
II регулирующие доходы – то доходы, которые в целях сбалансирования доходов и расходов поступают в соответствующий бюджет в виде %-х отчислений от налогов или других платежей по нормативам, утвержденным в установленном порядке на следующий финансовый год.
III безвозмездная помощь: субсидии, дотации, субвенции, трансферты, средства, предоставляемые на заемной основе.
- это регламентированный законодательством порядок состояния, рассмотрения, утверждения и исполнения государственных и местных бюджетов.
Работа по составлению проекта государственного бюджета начинается задолго до начала финансового года. В России за 10 месяцев, в США – 18, во Франции за 14. Проект бюджета разрабатывается органами исполнительной власти, обычно министерством финансов и начинается с подготовки директивных указаний. При составлении проекта бюджета ставятся задачи активного его воздействия на повышение эффективности экономики обеспечения согласованности ресурсов с экономическими и социальными программами.
Утвержденный бюджет подписывается главой государства. В России государственная дума рассматривается еще 2 отчета об исполнении бюджета- федерального казначейства из счетной палаты.
Государственные внебюджетные фонды - это совокупность финансовых ресурсов, имеющих строго целевое назначение и находящихся в распоряжении федеральных, региональных или местных органов власти.
|
|
Путем формирования внебюджетных фондов происходит перераспределение национального дохода, органами власти и управления в пользу определенных приоритетных сфер в экономике.
История возникновения внебюджетных фондов связана с развитием специальных видов правительственной деятельности, для которых была нежелательна огласка. Обычно это были операции временного характера, которые покрывались за короткий срок спец – ми доходами.
Количество и перечень таких фондов небыли постоянными, не утверждались парламентом, поэтому правительство могло использовать их средства без контрольно.
Расширение деятельности государства, привело к созданию большого количества таких фондов. Это усложняло деятельность государства и поэтому на основе их объединения был создан государственный бюджет. Но многие внебюджетные фонды сохраняли свое значение и продолжали существовать параллельно с государственным бюджетом.
Внебюджетные фонды являются составной частью финансовой системы России. Они действуют в соответствии с законом РФ «об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса» от 1991 года.
Цель создания внебюджетных фондов:
Обеспечить самостоятельными источниками доходов, наиболее важные для общества расходы, на определенном этапе его развития.
Классификация:
По срокам действия:
постоянные
временные
(прекращают сущ – е
После возм –х задач)
По принадлежности:
государственные
межгосударст
местные венные
по целям:
кредитные
Экономич -е
Соц – е фонды фонды
страхования
экологич - е научно -
исследователь- инвестиционные
ские
В РФ к внебюджетным социальным фондам относятся:
ü - пенсионный фонд;
ü - фонд социального страхования;
ü - фонды обязательного медицинского страхования.
Через них перераспределяется свыше 50 % от общей ∑ доходов государственного бюджета.
Экономические фонды – это отраслевые фонды НИОКР, фонды развития жилищной сферы и т.д.
Источники их формирования:
ü - соц – й налог;
ü - налоги, установленные для соответственного фонда;
ü -целевые отчисления в соответственный фонд;
ü -средства бюджета;
ü -отчисления от прибыли организации;
ü - займы, полученные у банка России или коммерческих банков;
ü - добровольные взносы граждан и организаций;
ü -прибыль от коммерческой деятельности.
Налоговой базой является ∑ доходов выплаченные работником за налоговый период.
Ставка ЕСН для организаций:
26 % в том числе; на пенсионные цели: пенсионный фонд – 14 %, федеральный бюджет – 6 %, фонд соц- го страхования – 2,9%
Фонды обязательного медицинского страхования:
1 федеральный- 1,1 %
2 территориальный – 2 %
∑ налога исчисляется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого фонда и определяется как соответствующая % -я доля налоговой базы.