Тема №3. Форма государства.
Правовое регулирование отношений между РФ и ЕС.
3 этапа:
1) 1952 – 1988 г.г. – период безразличия;
2) 1988 – 1997 г.г. – период оформления отношений;
1988 г. – совместная декларация СССР-ЕС – взаимное признание;
1989 г. – соглашение о торговле и сотрудничестве между ЕС и СССР (вопросы торговли);
1990 г. – программа TASISS (поддержка экономических реформ и технического развития); программа TEMPUS (передвижение преподавателей и студентов);
1991 г. – 23.12. – ЕС признал Российскую Федерацию.
3) Регулирование отношений на базе соглашений о партнёрстве и сотрудничестве и других заключённый договоров.
СПС (Соглашение о Партнёрстве и Сотрудничестве) – июнь 1994 г. на острове Корфу, вступило в силу 01.12.1997 г. Договор заключён на срок 10 лет с возможностью пролонгации на один год в случае отсутствия возражения сторон. Большинство положений договора (преамбула + 112 статей + приложения) имеет прямое действие. 2005 г. – Суд Европейских сообществ рассмотрел дело Симутенков vs. Министерства образования и культуры и Федерации футбола. СПС регулирует экономические отношения, политические, социально-культурные.
Политическая сфера:
1. Уровень глав государства;
2. Министерский уровень;
3. Парламентский уровень (комитет парламентского сотрудничества);
4. Уровень старших должностных лиц.
В экономической сфере установлен принцип запрета дискриминации, принцип наиболее благоприятствуемой нации, запрета количественных ограничений. Также установлена свобода движения капиталов, платежей, юридических лиц.
2001 г. – соглашение в области ядерной безопасности;
2003 г. – соглашение об участии РФ в деятельности Европола;
2006 г. – соглашение об упрощении выдачи виз.
10.05.2001 г. – РФ и ЕС были приняты 4 «дорожные карты», регулирующие отношения в 4-х сферах (общеэкономическое пространство; общая внешняя политика; пространство свободы безопасности и правосудия; пространство культуры и образования). Данные «дорожные карты» являются для ЕС не правовыми актами.
31.05.2010 г. на саммите ЕС-РФ в Ростове-на-Дону принят механизм партнёрства для модернизации во имя благополучия народов (интеллектуальная собственность, инвестиции, борьба с терроризмом).
На протяжении многих сотен лет, по традиции, идущей еще от античности, государственно-правовая наука держала в центре своего внимания два вопроса: 1) какие формы государства знает история и современность и 2) какая из известных государственных форм наилучшим образом подходит для данного народа в данное время.
В настоящее время под формой государства понимают организацию государственной власти и ее устройство. Подобно другим «парным» философским категориям, форма государства характеризуется неразрывной связью с его содержанием. Если последняя позволяет установить принадлежность государственной власти, ее субъекта, ответить на вопрос, кто ее осуществляет, то изучение формы государства проливает свет на то, как организована власть в государстве, какими органами представлена, каков порядок образования этих органов, сколь длителен период их полномочий, наконец, какими методами при этом происходит осуществление государственной власти и т.д.
Форма государства, т.е. устройство государственной власти, ее организация, в содержательном отношении выступает в разных аспектах (элементах).