Понятийный аппарат

Персонал – трудовой коллектив, выполняющий производственные или управленческие операции. Классификация: рабочие и служащие. Рабочие (производственный персонал) осуществляют трудовую деятельность в материальном производстве с преобладающей долей физического труда. Делятся на основной персонал (напр. занятые в сборочных цехах) и вспомогательный персонал (напр. занятые в заготовительных и обслуживающих цехах). Служащие (управленческий персонал) осуществляют трудовую деятельность с преобладающей долей умственного труда. Делятся на руководителей (имеет юридическое право на принятие решений, наличие в подчинении других работников) и специалистов

Линейные руководители – руководители подразделений, занимающихся основной для данной организации деятельностью и несущие ответственность за выполнение и реализацию основных целей (генеральный директор, директор завода, бригадир).

Функциональные руководители – возглавляют службы в иерархической структуре организации. Службы специализированы на выполнении определенных функций (бух.учет, контроль качества, маркетинг, управление персоналом. Обеспечивают возможность принятия компетентного решения линейными руководителями. Функц. менеджеры являются линейными для сотрудников возглавляемых ими структурных подразделений. (Напр, гл. бухгалтер будет линейным по отношению к рядовому бухгалтеру и функциональным по отношению к начальнику цеха)

Специалисты аппарата управления –призваны исполнять специальные, конкретные функции управления для содействия руководителям при принятии управленческих решений, а также самостоятельно освещать все специфические аспекты деятельности линейных и функциональных подразделений. Они делятся на экономистов, инженеров, диспетчеров, юристов, программистов.

Технический/вспомогательный персонал - осуществляет обслуживание

процесса управления и обеспечивает передачу управленческой информации,

ее сбор, первичную обработку, хранение (секретарь, курьер и т.д.).

Руководство персоналом в современном менеджменте термивзаимозаменяем с термином «руководство человеческими ресурсами» (РЧР). РЧР при этом рассматривается в качестве непрерывного процесса руководства персоналом с акцентом на стратегический, а также системный подход (система принципов и норм, приводящих человеческий ресурс в соответствие со стратегией организации, находящейся во внешнем окружении), а именно – стратегическое управление человеческими ресурсами организации с полной ответственностью, которая возлагается на высшее руководство. Несмотря на то, что концепция РЧР включает в себя традиционные концепции руководства персоналом, но используются они в современном контексте, что обусловлено переменами в мире и окружающей организацию среде. При таком подходе к управлению персоналом происходит интеграция стратегии руководства персоналом со стратегией самой организации. Основная задача при этом – создать такие условия, при которых у персонала проявятся стремления к высоким стандартам качества работы. Немаловажным фактором становится и то, что директора и управляющие должны осознавать себя, прежде всего, партнерами, наряду с другими коллегами, внося свой вклад в выполнение целей и задач организации. Некоторые специалисты связывают РЧР с децентрализованным управлением персоналом непосредственных руководителей подразделений в различных формах – беседа, диалог и т.д.

Кадры - основной (штатный, постоянный), квалифицированный состав работников.

Кадровая политика - принципы, цели, стратегии в области работы с персоналом, на которые ориентированы все мероприятия по работе с кадрами. В то же время это- набор конкретных правил, пожеланий и ограничений во взаимоотношениях людей и организации

Кадровое администрирование - централизованные административные мероприятия в отношении персонала (например, оформление записей в трудовой книжке и т.д.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: