Предельная полезность и цена благ
Условия равновесия потребителя.
Рис. 5.3. Парадокс воды и алмаза
Основные постулаты теории поведения потребителя. В современной теории потребительского выбора предполагается, что: 1) денежный доход потребителя ограничен; 2) цены не зависят от количества благ, покупаемых отдельными домохозяйствами; 3) все покупатели прекрасно представляют предельную полезность всех продуктов; 4) потребители стремятся максимизировать совокупную полезность.
Теория потребительского выбора основывается на следующих постулатах:
1) Множественность видов потребления. Каждый потребитель желает потреблять множество разнообразных индивидуальных благ.
2) Ненасыщенность. Потребитель стремится иметь большее количество любых товаров и услуг, он не пересыщен ни одним из них. Предельная полезность всех экономических благ всегда положительна.
3) Транзитивность. Теория потребительского выбора исходит из постоянства и определенной согласованности вкусов потребителя.
|
|
4) Субституция. Потребитель согласен отказаться от небольшого количества блага А, если ему предложат взамен большее количество блага-субститута.
5) Убывающая предельная полезность. Предельная полезность какого-либо блага зависит от его общего количества, которым располагает данный потребитель.
Таблица 5.1
Блага | Предельная полезность | Цена руб. | Взвешенная предельная полезность |
(MU) | (P) | (MU/P) | |
А | |||
В | |||
С |
Перераспределяя наш доход, мы постараемся достичь ситуации, при которой наши взвешенные предельные полезности будут равны, например, как в табл. 5.2. В этой точке потребитель достигает положения равновесия.
Таблица 5.2
Блага | Предельная полезность | Цена руб. | Взвешенная предельная полезность |
(MU) | (P) | (MU/P) | |
А | |||
В | |||
С |
MU1/P1 = MU2/P2 = … = MUn/Pn (5.2)
Потребительский выбор – это выбор, максимизирующий функцию полезности рационального потребителя в условиях ограниченности ресурсов (денежного дохода).
Функция полезности максимизируется в том случае, когда денежный доход потребителя распределяется таким образом, что каждый последний рубль (доллар, марка, фунт и т.д.), затраченный на приобретение любого блага, приносит одинаковую предельную полезность.
Правило максимизации полезности позволяет сделать ряд выводов.
Действительно, если
MU1/P1 = MU2/P2 = …= MUn/Pn, то и
MU1/MU2 = P1/P2; …MU1/MUn = P1/Pn и т.д.
Следовательно, соотношение между предельными полезностями любых благ равно соотношению их цен, то есть
MU1: MU2: …: MUn = P1: P2: … Pn. (5.3)
Обозначим взвешенную предельную полезность через:
|
|
MU1/P1 = MU2/P2 = … = MUn/Pn = λ,
где λ - предельная полезность денег.
Таким образом, в равновесии предельные полезности денежных единиц при разных вариантах использования равны. В общем виде можно записать так:
MUi =Piλ.
Особенности потребительского спроса. Наряду с общими принципами выбора рационального потребителя существуют особенности, которые определяются влиянием на него вкусов и предпочтений.