Взаимодополняемость и взаимозаменяемость товаров и услуг.
Закономерности развития потребительских предпочтений.
Потребительский выбор и его особенности.
План
Конспект лекции
Перед каждым потребителем стоят три вопроса: 1) Что купить? 2) Сколько стоит? 3) Хватит ли денег, чтобы осуществить покупку?
Чтобы ответить на первый вопрос, надо выяснить полезность вещи для потребителя, чтобы ответить на второй – исследовать цену, чтобы решить третий вопрос – определить доход потребителя.
Эти три проблемы – полезность, цена и доход – и составляют содержание теории поведения потребителя.
Полезность блага (utility of good) – это способность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей.
В результате исследований в Х1Х в. была выявлена закономерность: потребляемые последовательно части какого-либо блага обладают убывающей полезностью для потребителя.
Это означает, что любому бесконечно малому увеличению количества блага Q соответствует прирост общей полезности (total utility) – TU (см. рис. 5.1а).
|
|
Хотя общая полезность с увеличением количества благ постепенно возрастает, предельная полезность (marginal utility) - MU - каждой дополнительной единицы блага неуклонно уменьшается (рис.5 1.б).
Закон убывающей предельной полезности лежит в основе определения спроса.
TU
max
0 A B Q
(a)
МU
0 A B Q
(б)
Рис. 5.1. Общая (а) и предельная (б) полезность
Функция полезности. Представителями австрийской школы К. Менгером, Е. Бем-Баверком, Ф. Визе была выявлена закономерность, что последовательно потребляемые количества какого-либо блага обладают убывающей полезностью для потребителя (рис. 5.2).
TU
0 q1 q2 q3 qn