Эффект дохода и эффект замещения

Рис. 5.16. Парадокс Гиффена

Рис. 5.13. Кривые Энгеля в интерпретации Торнквиста

Рис. 5.11. Положение равновесия потребителя

Рис. 5.10. Бюджетное ограничение

Рис. 5.9. Предельная норма субституции

Рис. 5.8. Зона замещения (субституции)

Рис. 5.7. Карта кривых безразличия

Пространстве

Рис. 5.6. Кривая безразличия в двухмерном

Множество кривых безразличия называется картой кривых безразличия (рис. 5.7).

Y

 
 


U4

U3

U2

U1

X

Зона замещения. Зона замещения (субституции) – участок кривой безразличия, в котором возможна эффективная замена одного блага другим. Рассмотрим кривую безразличия (рис.5.8).

Y

 
 


Зона субституций

N R

 
 


S

M

0 T H X

Предельная норма замещения. Предельная норма замещения (marginal rate of substitution - MRS) – количество, на которое потребление одного из двух благ должно быть увеличено (или уменьшено), чтобы полностью компенсировать потребителю уменьшение (или увеличение) потребления другого блага на одну дополнительную (предельную) единицу.

Y

I

 
 


Δy

II

y – Δy

Δ x

 
 


0 x x + Δx X

Если на оси абсцисс мы отложим количество единиц блага Х, а на оси ординат – количество единиц блага У, то отношение – ΔУ/ΔХ или dy/dx характеризует предельную норму замещения (или субституции) У на Х (рис. 5.9).

MRSxy = - Δy/Δx, (5.4)

или для непрерывного случая

MRSxy = - dy/dx, (5.5)

где MRSxy – предельная норма замещения у на х.

Бюджетное ограничение. Кривые безразличия позволяют выявить потребительские предпочтения. Однако при этом не учитываются два важных обстоятельства: цены товаров и доход потребителей.

Кривы безразличия лишь показывают возможность замены одного блага другим. Однако они не определяют, какой именно набор товаров потребитель считает для себя наиболее выгодным. Эту информацию дает нам бюджетное ограничение (линия цен, прямая расходов).

Бюджетное ограничение показывает, какие потребительские наборы можно приобрести за данную сумму денег.

Если I - доход потребителя, Px- цена блага X, Py - цена блага Y, а X и Y составляют соответственно купленные количества благ, то уравнение бюджетного ограничения можно записать следующим образом:

I = Px X + PY Y

или в более привычном виде:

Y = I/Py – Px /Py × X

где –Px/Py – угловой коэффициент бюджетной линии, который измеряет наклон этой линии к оси абсцисс.

При X = 0, Y = I/Py, то есть весь доход потребителя расходуется на благо Y. Его количество легко подсчитать, разделить доход на цену этого блага. При Y = 0, X = I/Px, то есть мы находим количество блага X, которое потребитель может купить по цене (рис. 5.10)

Y

I / Py

Px

- ----

Py

 
 


I /Px X

Точка касания кривой безразличия с бюджетным ограничением означает положение равновесия потребителя.

На рис. 5.11 показаны несколько кривых безразличия – U1, U2, U3. Кривая U1 пересекает бюджетную линию и поэтому является неоптимальным решением для потребителя.

Y

 
 


N C

D

U3

U2

- (Px/Py) U1

 
 


0 M X

(в ординалистской теории полезности)

Кривая «доход – потребление». Увеличение денежного дохода означает смещение бюджетной линии вправо вверх. Аналогичный результат может быть достигнут при снижении цен обоих продуктов, что также означает увеличение реального дохода.

При уменьшении денежного дохода или росте цен бюджетная линия сдвигается влево вниз.

С ростом реального дохода бюджетное ограничение сдвигается последовательно в положение В1, В2, В3, …, Вn. Точки касания кривых безразличия с бюджетными ограничениями К1, К2, К3, К4,…, Кn показывает последовательное положение равновесия потребителя в соответствии с ростом его дохода (рис. 5.12).

Эта кривая, названная Дж. Хиксом «доход – потребление», в американской литературе получила название кривой уровня жизни.

Y

 
 


W

Y4 K4

Y3 K3

Y2 K2

K1

Y1

B1 B2 B3 B4

 
 


0 X1 X2 X3 X4 X

Рис. 5.12. Кривая «доход – потребление» (уровня жизни)

Первым исследователем, занимавшимся вопросами влияния изменения дохода на структуру потребительских расходов, был немецкий статистик Эрнст Энгель. Кривые Энгеля в современной интерпретации представлены на рис. 5.13.

Высококачественные

товары и услуги

Промышленные

товары стандартного

потребительского качества

     
 
 
 


Продовольственные товары

Кривая «цена – потребление». Рассматривая кривую «доход – потребление», мы исходили из постоянства цен благ. Изменялся только доход.

Теперь предположим в качестве постоянной величины доход, а в качестве переменной возьмем цену одного из благ, например, блага Х. Допустим, что цена блага Х снижается, т.е. Рх1х2 > Рх3х4 и т.д. Например, 1 единица блага Х стоила 100 руб, а теперь она стоит 50 руб. Это значит, что за 100 руб. покупатель может купить 2 единицы блага Х.

Графически это выглядит как сдвиг бюджетного ограничения из положения NX2 в положение NX3 (рис. 5.14а).

Y

N

 
 


a)

R1 R2 R3 R4

U1 U2 U3 U4 D

0 X1 X2 X3 X4 X5 X

Px

 
 


P1x

б)

P2x

P3x

 
 


P4x

 
 


0 X1 X2 X3 X4 X

Рис. 5.14. Кривая «цена – потребление (а)

и построение кривой спроса (б)

Дальнейшее снижение цены соответственно отражают прямые NX4, NX5 и т.д. Обозначив точки касания кривых безразличия U1, U2, U3, U4, с бюджетными ограничениями точками R1, R2, R3, R4 и соединив их, мы получим кривую «цена – потребление». На базе этой кривой может быть легко построена кривая спроса (см. рис. 5.14б), в этом случае на оси ординат откладывается цена товара Х(Рх), а на оси абсцисс – количество блага Х.

Эффект дохода и эффект замещения. Допустим, цена блага Х снижается с Рх1 до Рх2, а цена на благо У остается неизменной (Ру = const). В этом случае происходят два процесса: возрастает реальный доход индивида и осуществляется относительная замена одного блага (У) другим (Х).

Допустим, что в результате снижения цен на благо Х положение равновесия потребителя переместилось из точки Е0 в точку Е1 (рис. 5.15).

Y

N2

E1

U2

N1 E0

E2

U1

 
 


0 R GR2R1 G2 G1 X

Эффект дохода Эффект замещения

Рис. 5.15. Эффект дохода и эффект замещения для нормальных благ (при понижении цены Рх)

Эффект замещения – изменение структуры потребительского спроса (соотношения средств, выделенных на покупку товаров) в результате изменения цены одного из товаров, входящих в потребительский набор без учета эффекта дохода.

Эффект дохода – это воздействие, оказываемое на спрос потребителя за счет изменения реального дохода, вызванного изменением цены блага без учета эффекта замещения.

Некачественные блага. Парадокс Гиффена. Существует группа благ, спрос на которые изменяется необычным образом. Впервые на них обратил внимание, как гласит научная традиция, английский экономист Роберт Гиффен.

Мы знаем, что если цена на товар повышается с Р1 до Р2, то количество покупаемого блага должно сократиться с Q1 до Q2 (рис.5.16).

P

D


N2

P2

N1 D2

P1 D1

0 Q2 Q1 Q3 Q

Однако в результате неурожая с ростом цены на картофель спрос на него не упал, а возрос при цене Р2 с Q1 до Q3. Это означает сдвиг кривой спроса из положения D1 в состояние D2. Если соединить точки N1, N2 и так далее, то в долговременном плане получится, что спрос на картофель (кривая D) изменяется в том же направлении, что и цена, т.е. кривая долговременного спроса имеет не отрицательный, а положительный наклон.

Малоценный или низкокачественный товар – благо, спрос на которое растет при росте цен и падает при их снижении.

Таблица 5.3.

(субституции) при снижении цены товара Х (Рх ↓)

Эффект Эффект

замещения дохода

1. Нормальный

(стандартный)

товар Общий эффект

Эффект замещения

2. Низкокачественный

товар Эффект дохода

Общий эффект

Эффект замещения

3. Товар Гиффена

Эффект дохода

 
 


Общий эффект

Если имеется низкокачественный товар, занимающий в бюджете потребителя скромное место, то положительный эффект замещения перекрывает отрицательный эффект дохода (в случае снижения цен).

Y

N

E1

N1

U2

E0

Нормальное E2

благо

U1

 
 


0 X1 X2 G G2 G1 X

X

Эффект дохода Товар Гиффена

Эффект замещения


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: