Особенности советской музыкальной самодеятельности в сер. 1950-х – 1980-х гг

А. Особенности периода:

1) Появление новых жанров и сфер звукосозерцания:

- авторская песня;

- рок;

- джаз.

2) Возникновение новых музыкальных движений и субкультур:

- рок-культура;

- КСП;

- фольклористическое движение.

3) Появление новых форм бытования и тиражирования музыки (магнитофон).

Продажи населению отечественных магнитофонов:

1940 г. – 0; 1965 – 229 тыс.; 1970 – 550 тыс.; 1975 – 1312 тыс.; 1982 – 1786 тыс.

4) VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов (лето 1956 г.) и разрушение «железного занавеса».

5) Сосуществование трех потоков советской самодеятельности:

- традиционные жанры клубной художественной самодеятельности;

- самодеятельная авторская песня;

- ВИА-рок-движение.

Б. Особенность развития традиционных музыкальных жанров:

1) Преобладали в государственной культурной политике до начала 1970-х гг.

2) Рост профессионального уровня исполнительства:

- активное использование композиторами для исполнения новых сочинений;

- расширение возможностей получения начального музыкального образования (в связи с переездом горожан в отдельные квартиры.

3) Исключительное внимание государства к любительскому музыкальному театру.

Отличия от 1930-х гг.:

- оперные постановки – по инициативе не хормейстеров, а самих любителей и экспериментирующих композиторов;

- выраженное авторское начало (поиск малоизвестной музыки, усилия по ее расшифровке).

В, Авторская песня.

1) Специфика:

- создание и исполнение для «своих»;

- альтернатива сталинской концепции единой культуры;

- восстановление взаимодействия низового и высокого искусства.

2) Центр авторской песни – Москва (А. Галич, Б. Окуджава, Ю. Визбор, В. Высоцкий, Ю. Ким С. Никитин и др.

- город избежал катастрофических разрушений и потерь населения;

- наличие пространства для дворовых сообществ (малоэтажные дворы);

- высокая концентрация крупнейших вузов.

3) Роль магнитофона в авторской песне:

- быстрота популяризации песнетворчества узкого социально-возрастного слоя;

- соединение бытового песнетворчества с серьезной поэзией;

- инструмент творчества для бардов (отбор вариантов, шлифовка);

- формирование неподконтрольной индивидуальной художественной среды.

4) Развитие КСП и попытка государства взять их под контроль.

5) Эстрадизация авторской песни (1980-е гг., А. Дольский, А Розенбаум).

Г. ВИА и рок-группы.

1) Особенности развития в СССР:

- бум в 1960- е гг. при отсутствии инструментов (единственное предприятие по изготовлению ударных – в Москве – на совмещенной основе: вместе с котлами для столовых);

- отсутствие умения сочинять рок-музыку;

- отсутствие навыков микрофонного пения.

2) Государственная реакция – создание ВИА (первый успешный – «Поющие гитары», Ленинград, 1966:

- предписанный состав инструментов и репертуар;

- к 1974 ш. – 160 тыс. зарегистрированных ВИА, по 200 – 400 на крупный город;

- развитие по пути театрализации («Поющие гитары» и рок-опера «Орфей и Эвредика» 1975 г.), фольклоризации («Песняры», 1968, «Ариэль», 1971), эстрадизации («Веселые ребята», 1967, «Самоцветы», 1971, «пламя», 1977).

3) Рождение советского рока («Скоморохм» А. Градского, 1963,, «Машина времени» А. Макаревича, 1969, «Акывриум» Б. Гребенщикова, «Кино» В. Цоя, и др.).

- объединяющая тема – упадок, вырождение;

- начало – с подражания западным рок-ансамблям;

- кон. 1980-х – фестивали рок-музыки «Панорами».

4) Движение диско:

- 1980 – 1983 – открыто 5000 дискотек;

- 1984 – закрыто 3500 с изъятием рок-журналов и магнитоиздата.

Д. Молодежное фольклорное движение.

1) 1960-е гг. – массовое увлечение «стариной»:

- «фольклорная волна» в литературе (Ф. Абрамов, В. Распутин) и музыке (Г. Свиридов, Р. Щедрин и др,);

- национально-историческая тематика в живописи (И. Глазунов) и кинематографе («Андрей Рублев» А. Тарковского);

- повальное увлечение древнерусской живописью.

2) Причины:

- пробуждение национального самосознания;

- стихийный протест против официальных стереотипов, в том числе в понимании фольклора.

3) Развитие фольклористики и фольклорных ансамблей:

- каналы контакта с аутентичным фольклором: фольклорные экспедиции и этнографические концерты с 1960-х гг.;

- создание экспериментаторского ансамбля Д. Покровского (двойственность отношения к нему фольклорного движения);

- 1982 г. – XV студенческий музыкальный фестиваль «Фольклор и современность», Ленинград;

- с 1983 г. – фольклорные праздники-гулянья в московском музее-заповеднике «Коломенское»;

- формирование ансамблей двух типов: открытых: «фольклорные клубы», концертирующие;

- 1980-е гг. – соединение обеих тенденций («Ансамбль сибирской народной песни» Новосибирск, 1981, московские «Народный праздник», 1982, «Казачий круг», 1986): экспедиции, пошив одежды, изготовление инструментов, концертная деятельность;

- кон. 1980-х гг. – движение перестает быть молодежным, появляются семейные и детские ансамбли;

1989 г. – Российский союз любительских фольклорных ансамблей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: