Кооперация

Концепция управления впечатлениями

Концепцию взаимодействия - концеп­цию управления впечатлениями - разработал Ирвинг Гофман (1922 - 1982). Основ­ной интерес его исследований был связан с элементами скоротечных встреч, возможностями, заложенными в моментальных столкновени­ях, то есть с социологией повседневной жизни.

Для того, чтобы изу­чить и понять порядок таких социальных встреч, Гофман использовал драму как аналогию для их постановки, поэтому его концепцию назы­вают иногда драматургическим подходом (или драматургическим интеракционизмом). Основная идея данного подхода состоит в том, что в процессе взаимодействия люди обычно разыгрывают друг перед другом своеобразные «шоу», режиссируя впечатления о себе, вос­принимаемые другими. Социальные роли, таким образом, аналогич­ны театральным ролям. Люди проектируют собственные имиджи, причем обычно такими способами, которые как нельзя лучше слу­жат их собственным целям. Регулирование взаимодействий между людьми основывается на выражении выгодных для них символичес­ких значений, и они нередко сами создают ситуации, в которых, как они считают, могут произвести наиболее благоприятное впечатление на других. Презентуя себя в повседневных ситуациях, мы - сознательно и бессознательно - передаем другим людям информацию.

Так, представление индивида включает в себя одежду (костюм), те или иные предметы, которые мы имеем при себе (реквизит), а также тон голоса и отдельные жесты (художественная манера). Кроме того, люди приспосабливают свое представление к среде (сцена). Так, мы можем громко шутить в ресторане, но понижаем голос при вхождении в церковь. Люди разрабатывают условия - бытовые или рабочие, чтобы вызвать в других желаемые реакции.

Социальные взаимодействия в обществеможно рассматривать с точки зрения способов достижения желаемых ценностей. Здесь мы имеем дело с такими категориями, как кооперация, конкуренция и конфликт. Первые два понятия детально разработаны американскими социологами Робертом Парком и Эрнстом Берджесом.

Слово кооперация происходит из двух латинских слов: “ co ” - “вместе” и “ operari ” - работать. Кооперация может протекать в диадах (группах из двух индивидов), малых группах, а также в больших группах (в организациях, социальном слое или обществе).

Кооперация прежде всего связана с желаниями людей сотрудничать, и многие социологи считают это явление основанным на бескорыстии. Однако проведенные исследования и просто опыт показывают, что корыстные цели в большей степени служат кооперации людей, чем их симпатии и антипатии, желания или нежелания. Таким образом, главный смысл кооперации состоит, прежде всего, в обоюдной пользе.

4. Конкуренция (от лат. concurrere - бежать вместе)- это борьба между индивидами, группами или обществами за овладение ценностями, запасы которых ограниченны и неравным образом распределены между индивидами или группами (это могут быть деньги, власть, статус, любовь, признательность и другие ценности). Она может быть определена как попытка достижения вознаграждения путем отстранения или опережения соперников, стремящихся к идентичным целям.

Конкуренция может проявляться на личностном уровне (например, когда два руководителя борются за влияние в организации) или носить безличный характер (предприниматель борется за рынки сбыта, не зная лично своих конкурентов). Эксперименты, проведенные в группах, показывают, что если ситуация складывается таким образом, что личности или группы кооперируются для преследования общих целей, то поддерживаются дружеские отношения и установки. Но как только создаются условия, при которых возникают неразделенные ценности, порождающие конкуренцию, немедленно возникают недружелюбные установки и нелестные стереотипы.

5. Конфликт Анализ конфликтов (от лат. conflictus - столкновение) полезно начинать с истоков возникновения конфликтных отношений. Традиционно он начинается со структуры потребностей, набор которых специфичен для каждой личности и соц.группы. Все эти потребности америк.психолог Абрахам Маслоу (Абрам Маслов) (1908 - 1970) подразделяет на пять основных типов:

1) физические потребности (пища, секс, матер.благополучие и т.п.);

2) потребности в безопасности;

3) социальные потребности (потребности в общении, соц. контактах, взаимодействии);

4) потребности в достижении престижа, знаний, уважения, определенного уровня компетенции;

5) высшие потребности в самовыражении, самоутверждении (например, потребность в творчестве).

Все желания, стремления индивидов и соц.групп можно отнести к какому-либо типу этих потребностей. Сознательно или бессознательно индивиды мечтают добиться своей цели в соответствии с потребностями.

“Соц-гия конфликта” была разр.Рэндаллом Коллинзом как обобщающая теория. С его точки зрения, конфликт - это единств.центр.процесс соц.жизни. Коллинз перенес свой анализ стратификации на отношения между полами и возраст.группами. Он встал на позицию, согл.кот. семья - это арена конфликта полов, в котором мужчины выходят победителями, а женщины подавляются мужчинами и подвергаются различным видам несправедливого обращения. Коллинз обратился к рассмотрению ресурсов, которыми обладают различные возрастные группы.

Так, старшее поколение владеет разнообр.ресурс., в том числе опытом, влиянием, силой и способностью удовлетворять физич. потребности молодых. В противоположность этому, один из немногочисленных ресурсов молодежи - физическая привлекательность. Это означает, что взрослые, как правило, главенствуют над юными. Однако по мере взросления человек приобретает больше ресурсов и более способен сопротивляться, в результате чего усиливается конфликт поколений. С точки зрения конфликта Коллинз рассматривал и формальные организации. Он считал их сетями межличностных влияний и аренами конфликтующих интересов.

6. Социальный институт

Социальные отношения являются основным элемен­том социальной связи, который способствует сохранению устойчивости и внутреннему единству групп. Практика закрепления отношений, направленных на удовлетворение насущных потребностей, заключается в создании жестко закрепленной системы ролей и статусов в виде социальных институтов, которые являются наиболее сложными и важными для общества формами социальных отношений.

Человек рождается и воспитывается в семье, детских садах, получает образование в школах и институтах, работает в разных местах, пользуется услуга­ми городского транспорта, посещает театры и кинотеат­ры, ходит в магазины, обеспечивается безопасностью ми­лицией и судом и т.п., таким образом, человек оказывает­ся включенным в сеть разных институтов, которые регулируют его деятельность и поведение.

Понятие институт и «социальный институт» не одно и то же, первое понятие шире второго. Но в обыденном созна­нии у людей эти понятия тождественны друг другу.

На­пример, чаще всего на вопрос, что такое «социальный институт», в первую очередь отвечают, что это учебные заведения, в которых получают высшее образование. В своей повседневной деятельности люди понимают под институтом разные социальные единицы. Это могут быть учебные или научные организации и учреждения, любые крупные целевые организации. На самом деле, между понятиями «институт», «группа» и «организация» имеется существенное внутреннее различие.

Если группа - это совокупность взаимодействующих индивидов, то институт - системой социальных связей и совокупностью социальных норм, существующих в определенной области человеческой деятельности, т.е. реализуемых на практике.

Несмотря на то, что институты и социальные группы - различные научные понятия, они неотделимы друг от друга. В каждый институт входит много групп и ассоциаций, определяющих институциональное поведение.

Например, институт семьи - это совокупность определенных связей, норм и ролей, которые на практике проявляются в деятельности отдельных малых групп - конкретных семей. Институт образования реализуется через коллективы школ и других учебных заведений, т.е. через определенные социальные группы. Церковь считается институтом, а прихожане отдельной церкви - ассоциацией.

Следует различать и такие понятия, как «социальный институт» и «организация». Социальные институты и социальные организации тесно связаны между собой. Однако в отличии от институтов, социальные организации, как мы уже отмечали ранее, являются структурно оформленными социальными общностями, реализующими функции социальных институтов в общественной жизни. Важно подчеркнуть, что социальные институты общностями не являются. Также следует отметить, что, как правило, организа­ций значительно больше, чем институтов. Для практичес­кой реализации задач одного социаль­ного института часто формируется несколько специали­зированных социальных организаций.Например, на базе института религии созданы и функционируют различные церковно-культовые организации, церкви и конфессии (православие, католицизм, ислам и др.).

Понятие «институт» (от лат. institutum - установление, учреждение) - одно из центральных в социологии, поэтому изучение институциональных связей служит одной из основных научных задач, стоящих перед социологами.

Процесс образования институтов - институционализация - подразумевает замену спонтанного и экспериментального поведения на поведение регулированное, ожидаемое, предсказуемое. Это процесс, этапами которого выступают:

· возникновение потребностей, удовлетворение которых требует совместных организованных действий;

· появление в ходе стихийного социального взаимодействия социальных норм и правил, а также принятие, применение этих норм и установленных санкций для их поддержания;

· создание системы статусов и ролей, охватывающих всех членов института;

· создание формальных и неформальных организаций, регулирующих и упорядочивающих функционирование социального института.

О. Конт рассматривал основные соц.институты (семью,гос-во,религию) с позиций их включения в процессы социальной интеграции и выполняемых при этом функций. Метод О. Конта, его обращение к анализу важнейших социальных институтов, их функций, структуры общества оказали значительное влияние на дальнейшее развитие социологической мысли. Свое продолжение институциональный подход к исследованию общественных явлений получил в трудах Г. Спенсера. Строго говоря, именно он впервые в социологической науке употребил понятие «социальный институт».

С.С. Фролов предлагает следующее формальное определение социаль­ного института. Социальный институт – это организо­ванная система связей и социальных норм (сплетение ролей и статусов, посредством которых осуществляется и удерживается в определенных рамках поведение в групповых процессах);значимые общественные ценности (разделяемые идеи и цели) и общественные процедуры (стандартизованные об­разцы поведения в групповых процессах) удовлетворяющие основным потребностям общества.

Так, институт семьи, например, включает в себя:

1) систему социальных связей (статусы и роли мужа, жены, ребенка, бабушки, дедушки, свекрови, тещи, сестер, братьев и т.п.), а также норм, с помо­щью которых регулируется семейная жизнь;

2) сово­купность общественных ценностей (любовь, отношение к детям, семейная жизнь);

3) общественные процедуры (за­бота о воспитании детей, их физическом развитии, семей­ные правила и обязательства);

4) основные потребности (регуляция половых отношений, рождение и социализация детей).

К вышесказанному можно добавить, что каждый институт имеет свою цель деятельности. Социальный институт невозможно также представить без совокупности обычаев и традиций. Социальный институт обладает определенными средствами и учреждениями для достижения цели, которыми могут быть формальные и неформальные организации. Институт располагает определенной системой сан­кций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавле­ние не желаемого, отклоняющегося поведения.

особенности социальных институтов

У каждого социального института есть как свои специ­фические особенности, так и ряд определенных общих черт и признаков, характерных для всех социальных ин­ститутов, или, так называемых институциональных при­знаков. Рассмотрим их на примере института семьи:

1. Установки и образцы поведения (привязанность, лояльность, ответственность, уважение).

2. Символические культурные признаки (обручальное кольцо, брачный ритуал).

3. Утилитарные культурные черты (дом или квартира, мебель, бытовая техника).

4. Кодекс устный и письменный (семейные запреты, допущения).

5. Идеология (романтическая любовь, совместимость, индивидуализм).

Итак, институт - это своеобразная форма социальных отношений, основанная на четко разработанной идеологии, системе правил и норм, а также развитом социальном контроле за их исполнением.

виды социальных институтов:

Г. Спенсер был одним из первых, кто обратил внима­ние на проблему институционализации общества и стиму­лировал интерес к институтам в социологической мысли. По аналогии между обществом и организмом, он различает три основных типа институтов:

1) продолжающие род (брак и семья) (Kinship);

2) распределительные (или экономические);

3) регулирующие (религиозные институты и политические системы).

Данная классификация основана на выделении глав­ных функций, присущих всем институтам.

В современной социологии предпринимаются попытки определить более точные и разносторонние типологии социальных институтов.

функции социальных институтов:

Американский социолог Роберт Мертон, много сделавший для становления структурно-функционального подхода, первым предлагает различать «явные» и «скрытые (ла­тентные)» функции (от лат. functio - исполнение, осуществление) социальных институтов.

Явные функции обычно формально заявлены, записаны в уставах или деклариро­ваны, закреплены в системе статусов и ролей, поэтому более подконтрольны обществу. Явные функции могут выражаться в принятии специальных законов или сводов правил, например законов об образовании, здравоохранении, социальном обеспечении и т.д.

Если институт помимо пользы приносит обществу вред, то такое действие называют дисфункцией.

Латентные (скрытые) функции и дисфункции, в отличие от явных, не запланированы заранее, носят непреднамеренный харак­тер и их последствия осознаются не сразу и не всегда.

Латентными функциями школы будут: приобретение определенного социального статуса «грамотного человека» по сравнению с неграмотными сверстниками, завязывание прочных дружеских школьных связей.

Пример латентной дисфункции: институты парламента, правительства и президента в начале 90-х годов стремились улучшить жизнь народа, создать более цивилизованные отношения и внушить гражданам интерес к закону. Реально же в стране выросла преступность, а уровень жизни упал.

главные институты общества

По мнению многих социологов в современном обществе насчитываются шесть институциональных порядков, под которыми подразумеваются главные институты:

  • семейный - институты, регулирующие половые отношения, рождение и социализацию детей;
  • политический - институты власти;
  • экономический - институты, организующие хозяйственную деятельность;
  • военный - институты, осуществляющие защиту членов общества от физической опасности;
  • образовательный - институты, направленные на накопление и передачу знаний следующим поколениям;
  • религиозный - институты, организующие коллективное почитание богов.

Все перечисленные институты направлены на удовлетворение важнейших жизненных потребностей общества как единого целого: потребности в воспроизводстве рода, в распределении власти и управлении людьми, в добывании и производстве средств существования, в безопасности, в передаче знаний, в решении духовных проблем. При этом функционирование всех социальных институтов направлено на обеспечение социального порядка, регуляцию и воспроизводство общественной жизни.

Институты возникли в глубокой древности. Самым древним (порядка 500 тыс. лет) является институт семьи. Религия в своих первобытных формах (фетишизм, тотемизм) появляется приблизительно 30 - 40 тыс. лет назад. Государству, как и образованию примерно по 5 - 6 тыс. лет.

Все социальные институты, образующие своеобразный «скелет» общества, можно подразделить на главные (фундаментальные) и частные (неосновные), которые складываются внутри главных и являются их частью.

Например,к частным политическим институтам относятся институт президентства, королевской власти, судопроизводства, присяжных и т.д. Внутри института семьи и брака находятся институты отцовства и материнства.

Если главные институты обусловлены только лишь общественными потребностями то неглавные институты часто учреждаются государством и могут обретать форму учреждения или организации.

К примеру, институт представителей президента России, а также институт наставничества в бывшем СССР - отчетливо выраженные образцы частных (неглавных) институтов.

Неглавные институты называют еще общественными практиками или обычаями.

Например, дуэли, которые были институционализированным методом выяснения отношений между дворянами в период с XVI до XVIII вв. Этот институт возник в силу потребности в охране чести дворянина и упорядочении отношений между представителями данного социального слоя.

Если институциональная потребность становится незначительной или совсем исчезает, то существование института оказывается бессмысленным, тормозящим общественную жизнь.

С развитием капиталистических отношений изменялись этические нормы в обществе, что выразилось, в частности, в ненужности защиты дворянской чести с оружием в руках. Примером упадка института дуэлей может служить абсурдный выбор оружия дуэли Авраамом Линкольном: бросание картошин с расстояния 20 м. Так этот институт постепенно прекратил свое существование.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: