Большие группы
· Устойчивые – как правило, группы, сложившиеся в результате развития общества. Регуляторами социального поведения выступают обычаи и традиции.
o объективные (характеризуются общими объективными характеристиками, например – социальный статус, этносы, расы)
o субъективно-психологические (например, профессиональная ассоциация или политические партии)
· Стихийные группы – случайно возникшие группы, кратковременно существующие.
o толпа (группа людей, объединенных общим центром внимания и, как правило, общим эмоциональным состоянием)
o масса (люди, которые пришли с какой-то определенной заранее известной целью, например, люди на митинге, демонстрации)
o публика (собрание людей, пришедших на какое-то определенное зрелище – болельщики футбольного матча, зрители концерта).
Способы воздействия:
1. Заражение – бессознательная невольная подверженность индивида определенному эмоциональному состоянию.
2. Внушение – целенаправленное неаргументированное воздействие на человека.
3. Подражание – воспроизведение индивидом образцов демонстрируемого поведения.
Деиндивидуализация – утрата самосознания и боязни оценки. Возникает в групповых ситуациях, обеспечивающих анонимность.
Педагогика
Педагогика – наука, объектом которой является образование человека как совокупность явлений, субъектов и процессов, связанная с целенаправленным формированием опыта человека, его психическим, личностным и духовным развитием.
Предмет педагогики – сущность, закономерности и способы осуществления образования как целенаправленного процесса.
Функции педагогики:
1. Аналитическая – теоретическое изучение, описание и объяснение сущности, противоречий, закономерностей, причинно-следственных связей процесса образования
2. Проектно-технологическая – разработка новых образовательных моделей, технологий, систем
Педагогика взаимосвязана со следующими науками – философия (цели образования), психология (помогает определить – как), физиология и анатомия человека.
Образование в педагогике понимается как процесс, результат и система. Образование – целенаправленный процесс передачи опыта от одних поколений к другим. (В психологии похожий процесс – социализация. Образование – целенаправленная часть социализации; оно ускоряет и направляет социализацию.) Образование можно неявно разделить на две части – обучение и воспитание. Обучение имеет основной целью организацию усвоения знаний, умений и навыков, базисом чего служит познавательная деятельность ученика, а воспитание направленно на формирование определенных качеств и отношений человека и реализуется во всех видах деятельности.
Образование как результат (можно назвать образованность) означает достигнутый уровень в освоении знаний и умений, навыков, опыта деятельности и отношений.
Функции образования:
1. Общекультурная – передача, воспроизводство и развитие культуры.
2. Общественная – подготовка новых членов общества.
3. Гуманистическая – отражает значимость образования для каждой личности.
Цель образования – человек, обладающий совокупностью внутренних условий, способствующих достижению собственных жизненных целей и продуктивной самореализацией на путях, несущих, как и субъективное благополучие, так и ценных в социальном отношении.