Система муниципальных правовых актов
Федеральное правовое регул-ние в области МСУ. Правовое регулирование МУ в субъектах РФ
Пределы фед-го регул-ния определены КРФ. ФЗ 2003 г. относит к полномочиям фед-х органов гос власти в области МСУ:
- определение общих пр-пов оган-ции МСУ;
- правовое регулирование деят-ти фед-х органов гос власти, органов гос власти субъектов и их должностных лиц в области МСУ;
- правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности граждан, органов и долж-х лиц МСУ по решению вопросов местного значения и при осущ-нии переданных гос полномочий.
Фед-ные законы могут быть разделены на 2 группы. Первая вкл-ет в себя Фзы, указы През-та, постановления Прав-ва, постановления и определения Конституц-го суда РФ, специально посвященные вопросам МСУ. Ко второй относятся федеральные отраслевые законы и иные нормативно-правовые акты, содержащие отдельные нормы мун-го права.
Из числа первой группы главным яв-ся закон, определяющие общие принципы деят-сти МСУ.
|
|
К др. ФЗам отн-ся з-ны "ОБ обеспечении конст-ных прав граждан избирать и быть избранными в органы МСУ", " О фин основах МСУ" (подлежит отмене с 2006 г.), "Оь основах мун-й службы в РФ", "О ратификации Европ. Хартии МСУ".
Из второй гр. особое значение имеют такие, как Гражданский, Земельный, Градостроительный, Бюджетный, Налоговый кодексы, оказывающие огромное влияние на деят-ть МСУ.
Для конкретного МО региональные законы не менее важны, чем федеральные, поскольку мун-я власть на практике чаще всего взаимод-ет органами гос власти своего субъекта.
ФЗ 2003г. относит к полномочиям органов гос власти субъектов правовое регулирование вопросов, связанных с организацией МСУ в субъектах РФ, правами и обязанностями органов гос власти субъектов и их должностных лиц в области МСУ по вопросам, регулирование к-рых отнесено к компетенции субъектов РФ.
В конституциях (уставах) субъектов РФ содержатся разделы, посвященные МСУ. Каждый субъект РФ на основании ФЗ 1995 г. принимал закон об орг-ции МСУ на своей тер-рии, а также пакет др. законов по вопросам МСУ.
По вопросам местного значения населением МО непосредственно, органами и долж-ми лицами МСУ принимаются мун-ные правовые акты.
Принимающие правовые акты | Типы правовых актов | Наименование правового акта или решаемые вопросы |
Население на референдумах и сходах | решения | Важнейшие вопросы местного значения, затрагивающие интересы населения |
Представительный орган | решения | Устав МО Правила, обязат-е для исполн-я на тер-рии МО Вопросы орг-ции деят-ти предст-го органа |
Предс-ль пред-го органа | Постан-я и распоряжения | Вопросы орг-ции деят-ти предст-го органа |
Глава местной адм-ции | постановления | Вопросы местного значения. Вопросы, связ-ные с осущ-нием переданных гос полномочий |
распоряжения | Вопросы орг-ции работы местной адм-ции | |
Глава МО | Постан-я и распор-я | В-сы председ-ля предст-го органа или главы адм-ции (в зав-сти от занимаемой должности) |
Иные должнлстные лица | Расп-ния и приказы | В-сы отнесеннык к их полн-ям |
Устав МО и решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан на местном референдуме (сходе), обладают высшей юрид. силой на тер-рии МО.
|
|
Нормативно-правовые акты представ-го органа регулируют важнейшие вопросы жизнедеят-ти МО. Наиболее типичные из них:
- положение о местном референдуме и выборах;
- п-ние о орг-ции тер-ного общ-го самоупр-я на тер-рии МО;
- п-ние о порядке управления собс-тью МО;
- правила землепользования и застройки;
- правила торговли;
- пол-ние о мун-м заказе;
- пол-ние о мун-й службе и т.д..