Обучение
Семейное воспитание
Воспитание
Воспитание является одним из видов деятельности по преобразовании человека, формированию качеств личности. Сущность воспитания заключается в том, что воспитатель намеренно стремится повлиять на воспитуемого. Воспитание предполагает собственную активность воспитанника в самосозидании и саморазвитии.
Подходы к определению целей воспитания:
· При авторитарном образовании – человек, умеющий правильно себя вести (воспитание – процесс усвоения норм поведения).
· При личностно-ориентированном образовании – человек, нашедший свое место в мире, активно реализующий и развивающий свой потенциал (воспитание – процесс развития личности, усвоения культурных ценностей).
Среди факторов, влияющих на становление личности, можно выделить три основных, тесно связанных между собой:
1. Личностные качества матери и отца, их отношение к самим себе.
2. Отношения родителей между собой, удовлетворенность друг другом во всех видах внутрисемейных отношений.
3. Стиль семейного воспитания.
Стиль семейного воспитания – это проявление индивидуальных особенностей и отношений в общении родителей с ребенком.
Благоприятный для ребенка стиль семейного воспитания характеризуется следующим:
· Любовь к ребенку
· Вера в ребенка, принятие его индивидуальности
· Психологическая поддержка ребенка
· Четкие немногочисленные рамки и запреты
· Поощрение и наказание
· Совместная деятельность
· Конструктивное преодоление противоречий
Обучение – процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта; процесс организации усвоения знаний умений, навыков. Обучение – двухсторонний процесс.
Функции обучения:
1. Образовательная или информационная – собственно передача знаний, умений и навыков.
2. Развивающая – развитие познавательных способностей.
3. Воспитательная – формирование мотивов учебной деятельности, отношений к изучаемому предмету, становление мировоззрения, развитие личностных качеств.
Условия эффективного обучения – есть как внешние, так и внутренние.
Субъект образования – человек, который:
1. Понимает значимость образования для достижения собственных целей.
2. Способен ставить цели образовательной деятельности и достигать их.
3. Ориентирован на накопление опыта, имеет внутренние мотивы образования
4. Способен к саморегуляции учебной деятельности.
ТЕМА: Методологические основы муниципального управления.
1. Сущность и содержание муниципального управления.
2. Предмет и задачи мун-го упр-ния как научной дисциплины.
3. Основные принципы мун-го управления.
МУ тождественно МСУ как форма управления местной (муниц-й) собственностью.
МУ – это самостоятельный вид профессиональной деят-ти, основанный на принципе самоуправ-ния и направленный на удовлетворение общ-х интересов и потр-тей в рамках, опред-х законом.
Система му формир-ся на основе принципа самоуправ-я, к-рый состоит их субъекта упр-я (органы МСУ) и объекта упр-ния (МО и мун-го хоз-ва).
Принцип самоупр-ния – это правило, к-рым необходимо руков-ся при разработке форм народовластия. Этот принцип обеспечивает орг-цию деят-ти населения для самостоятельного и под свою ответственность решения вопросов местного значения.
Предметом МУ яв-ся управленческие отн-ния, к-рые склад-ся в процессе МУ.
Совместная деят-ть людей создает систему отн-ний, вызывающую необходимость сформировать опред-й мех-зм для орг-ции совместной деят-ти, поскольку интересы личности постоянно пересекаются с групповыми интересами.
Цель МУ – повысить уровень жизнеобеспечения населения МО. Для этого МУ решает следующие задачи:
1. Создает соц-ю инфрастр-ру;
2. Стабилизирует эк-ку;
3. Регулирует соц.-эк-кие процессы;
4. Развивает межрегиональные и внутрирегион-е связи;
5. Поддерживает экологическую обстановку;
6. Сохраняет единое эк-кое пространство.
Для решения этих задач формируется сис-ма МУ, к-рая:
1. контролирует использование природных рес-в МО;
2. охраняет природу;
3. осуществляет санитарный надзор;
4. содержит ЖКХ;
5. создает соц. инфр-ру;
6. сохраняет памятники;
7. обеспечивает жизнед-сть и занятость населения;
8. обеспечивает финансово-эк-кую самост-ть идт.
9. Для достижения поставл-х целей и решения данных задач необ-мо использовать сис-му методов упр-ния.
Методы упр-ния – это способы воздействия субъектов упр-ния на управляемый объект.
2
Муниципальное управление – это научная дисциплина в системе экон-ких знаний, изучающая управление региональными соц.-эк-ми системами, а также сис-му отн-ний, возник-щих в процессе организации деят-ти МСУ.
Объектом МУ яв-ся хоз-во МО, а также процессы его жизнед-сти и развития.
Основные задачи данной науки состоят в том, чтобы выяснить состояние и пути улучшения деят-ти аппарата упр-ния мун-й службы на различных уровнях сис-мы упр-ния МО, исследовать хар-р, практические навыки и формы орг-ции админ-ной деят-ти и пути их совершенствования.
МО – это городское, сельское поселение или иная населенная тер-рия,статус к-рых определен законодательно. В пределах этой тер-рии осущ-ся МСУ, поскольку она имеет для решения вопросов местного значения необходимую мун-ю соб-сть, местный бюджет и выборные органы МСУ.
Основные сферы жизни МО – производственно-экономическая, соц-но псих-кая и духовно-идеологическая. Соответственно им различают 4 вида управления: 1) упр-ние произв-вом; 2) эк-кое упр-ние; 3) соц-но – пол-кое уп-ние; 4) упр-ние духовной сферой жизни тер-рии.
Принципы МУ вытекают из отн-ний упр-ния и требований к процессу орг-ции самоуп-ния.
Пр-пы МУ отражают треб-ния объект-х закономерностей и тенденций развития местной власти. Пр-пы яв-ся теоретич-й основой форм-ния МО и позволяют выяснить сущ-ность МСУ, его отличительные Черты и признаки.
Они выступают в кач-ве критерия оценки дейс-щей сис-му МУ, опред-ляя на сколько она отвечает соответствующим началам и идеям. Пр-пы МУ предопределяют стр-ры и ф-ции мун власти, способствуют сохранению приемственности в развитии институтов МСУ.
Для стран – членов совета Европы пр-пы МСУ закреплены В Европ. Хартии о МСУ, к-рая служит правовой основой для их мун-го законод-ва.
Эти пр-пы таковы:
1. 1 Единоначалие и коллегиальность. Сущ-сть ед-лия закл-ся в том, что рук-ли конкретного звена сис-мы упр-ния МО польз-ся правами единого рук-ва в решении вопросов, входящих в его компетенцию. Связано это с тем, что орг-ция упр-ния общ-й жизнью МО не возможна без строжайшего подчинения воли всех уч-ков процесса сис-мы МУ воле одного лица – рук-ля конкр-го процесса МУ. Един-лие как организационно правовоая форма рук-щей деят-ти отн-тся ко всем звеньям и уровням сис-мы МУ.
Сущность пр-па состоит в том, что в пр-се упр-ния сотруд-ки должны получать приказания от одного рук-ля.
Коллег-сть как орган-ная форма пр-са упр-ния МО необходима для обсуждения основных орг-ных и соц-но-эк-х вопросов развития МО. На основе пр-па един-лия строится деят-ть органов в сис-ме МУ. Использ-ние коллегиальных начал допускается при подготовке проектов по формированию этих органов, выработке решений по наиболее важным проблемам упр-ния местной жизнью.
2 Законность. Этот принцип выступает важнейшей гарантией МУ и яв-ся одним из основных конституц-х прин-в рос-кой госуд-сти. Д пр-п требует, чтобы орг-ция местной власти и ее деят-ть осущ-сь на основе и в рамках закона. Критериями контроля закон-сти яв-ся МУ осущ-щиеся только в формах и в случаях предусмот-х КРФ и законом; д. контроль должен быть предназначен лишь для обеспечения соблюдения законности и констит-х пр-пов.
Собл-ние закон-сти в деят-ти органов и долж-х лиц сис-мы МУ обеспеч-ся с помощью прокур-го надзора. Требования пр-па зак-сти должны быть отражены в уставе МО.
3 Гластность деят-ти органов сис-мы МУ должна быть открытой, население должно быть инф-но о деят-ти этих органов власти. Пр-п гл-сти способствует демократизации управл-й деят-ти, ее подконтрольности общ-ву, а также позволяет гражданам влиять на выработку решений, затрагивающих их интересы, права и свободы.
4 Государственная гарантия. Этот пр-п предъявляет требования к сис-ме правовых гарантий защиты прав мун-х органов упр-ния. Гос-во устанавл-ет правовые основы орг-ции деят-ти мун-х органов упр-ния, правовые гарантии фин-вой, эк-кой и орг-нной деят-ти органов упр-ния МО, формирует мех-зм взаимодей-ия с органами гос власти.
5 Участие населения в процессе управления МО. Этот пр-п позволяет совершенствовать сис-муорганов упр-ния МО при участии населения, повышать активность общественных орг-ций, а также усиливать контроль нас-ния за деят-тью органов МУ и др.
6 Комплексность. Этот пр-п обеспечивает условия эф-го изучения МО и разработки рекомендаций по управлению им. Этот пр-п предъявляет требования ко всем ф-циям МУ, обеспечивает необходимые условия для успешного решения вопросов местной жизни и достижения целей МСУ.
7 Удовлетворение потр-тей нас-ния. Сущ-ть этого пр-па закл-ся в обеспечение условий жизнедеят-ти нас-ния МО и осущ-ся через деят-ть органов МСУ по удовл-нию основных жизн-х пот-тей нас-ния. Происходит это посредством организации, содержания и развития соответствующих мун-х предприятий, уч-ний, орг-ций и служб.
8 Сочетание отраслевого и тер-ного управ-я определяет треб-ния к орг-ции упр-ния хоз-ными сис-ми на тер-рии МО. На основе д пр-па формируются отраслевые сис-мы упр-ния.