Социально-педагогическая деятельность как один из факторов развития личности волонтера

Волонтерская работа принадлежит к таким видам социально-педагогической деятельности, которые основываются на благотворительности или филантропии (от греческой – человеколюбие), которые побуждают к саморазвитию, самовоспитанию, самоусовершенствованию и самореализации личности (спираючися на филантропический подход и теорию личностного развития), где профессионально личностные качества волонтеров, уровень профессиональных знаний и умений в значительной мере определяют эффективность и успеваемость их доброчинної деятельности.

В соответствии с законом Украины «О благотворительности и благотворительные организации» синоним филантропии объясняется как «благотворительность – добровольное бескорыстное пожертвование физических и юридических лиц в предоставлении приобретателям материальной, финансовой, организационной и другой благотворительной помощи; специфическими формами благотворительности является меценатство и спонсорство; благотворительная деятельность – добровольная бескорыстная деятельность благотворительных организаций, которая не предусматривает получения прибылей от этой деятельности».

А. Гусейнов, Г. Апресян отмечают, что заданием филантропии является улучшение состояния общества через обеспечение людей не предметами потребления, а средствами, с помощью которых они могут сами себе помочь. Это утверждение созвучно мысли Е. Холостовой относительно объяснения благотворительности (филантропии) как элемента социальной политики государства, направленной в поддержку минимального уровня жизни и связанной с перераспределением общественного богатства в интересах обездоленных. «Люди, которые стремятся оказать посильную помощь тем, кто в этом нуждается, объединяются в разные движения, фонды, организации».

Существует и другая трактовка филантропии, построенной на восприятии человека как субъекта, ответственного на своем веку, что активно использует и развивает собственные ресурсы. Подобное понимание дает возможность реализовать базовые принципы работы будущего социального педагога (активизации, партнерства и тому подобное), который положительно будет влиять на становление его профессионализма, формирования конкретных практических навыков и умений работы с людьми, мотивацию к социальнопедагогической деятельности, самооценку и психологическое самочувствие.

Известно, что на психическое развитие человека влияют все условия жизнедеятельности индивида. С. Рубинштейн пишет об этом так: «В своем практическом выявлении вопроса детермінованості психических явлений – это вопрос об их управляемости, о возможности их направленного изменения в желаемую для человека сторону. В этом основное значение, основное содержание вопроса о детермінацію психических явлений. Конкретно постичь детермінованість, закономерную обусловленность психических свойств человека – значит найти пути для их формирования».

Однако, как утверждает А. Коссаковский, условия детерминируют психическое развитие лишь опосредствовано; они всегда ведут к развитию не прямо, а только через активную деятельность субъекта, которую нужно трактовать как основную предпосылку психического развития личности. Следовательно, все условия прямо детерминируют не развитие, а деятельность человека.

Проблема соотношения «внешнего» и «внутреннего» в развитии человека принципиально решенная отечественной психологией. С. Рубинштейн подчеркивает: «Внешние влияния и внутренние условия должны быть определенным образом соотнесены друг с другом. Мы выходим с того, что внешние причины (внешние влияния) всегда действуют лишь опосредствовано через внутренние условия. Во время объяснения любых психических явлений личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые переламываются все внешние влияния». Важным для нас является и мысль И. Беха о том, что конкретное действие всегда детерминируется единством внешних и внутренних условий, которые способны радикально изменить первичное побуждение человека. В результате этого она может изменить (моральный) поступок, который противореччит ее собственным (моральным) нормам. В этом случае мы говорим, что обстоятельства оказались сильнее внутренних установок личности. И это понятно: последние находятся в постоянном процессе становления, главным показателем которого выступает стойкость, а она же всегда относительна.

Исследуя проблемы развития личности, О. Леонтьев демонстрирует, что он (развитие) происходит за своими законами, непосредственно побудился внутренними движущими силами. В соответствии с диалектикой, побудительной причиной и важным условием любого развития являются те внутренние противоречия, которые содержатся в самом этом процессе. Процесс развития личностных качеств связан с возникновением противоречия между уже достигнутым и нужным уровнем развития качеств. Следовательно, определяющую роль в формировании личности играет деятельность и активность самой личности, без чего сами по себе внешние условия не могут существенно влиять на ее развитие. Волонтерская работа создает организационно педагогические условия для возбуждения в личности соответствующих внутренних противоречий и переживаний, влияя на ее профессиональное становление и личностное развитие, на формирование весомых профессионально личностных качеств, нужных для осуществления доброчинних действий.

Волонтерская работа принадлежит также и к таким видам социальной деятельности, где личностные качества волонтеров в значительной мере определяют эффективность и успеваемость их работы. Относительно сущности качества как психолого-педагогічного понятие, то большой толковый словарь современного украинского языка наводит такое определение: «Качество – внутренняя определенность предмета, которая составляет специфику, которая отличает его от всех других. Степень стоимости, ценности, пригодности почему-либо для его использования по назначению. Но другой характерный признак ли, свойство, черта кого-, почему-либо».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: