Организация ремесла и торговли

Цех – организация мастеров одной профессии в городе, которые имели монополию на производство определенного вида продукции.

Функции цеха:

· Монополия.

· Цех полностью регламентировал весь процесс производства с помощью устава (количество сырья, его цена, поставщики, количество товара, его качество, цена, время работы, количество станков, подмастерьев, срок ученичества). Это рождало абсолютную унификацию мастеров, отсутствие конкуренции, одинаковые условия.

· Социальная защита. В каждом цехе была общественная касса, куда вносились вступительные, штрафы, наследство мастера, взносы. Из кассы брались деньги на праздники, свадьбы, похороны.

· Цех выступал городской единицей (городские ополченцы, дорожные дружины, помощь в общественном строительстве).

· Корпорация.

Стадии:

· Ученичество. Мастер брал деньги за обучение. Обучение начиналось примерно с 7 лет.

· Подмастерье. Здесь начиналось обучение, подмастерье начинал помогать мастеру, он мог получать деньги за свою работу, но обычно подмастерья бесплатно продолжали жить в доме мастера. Подмастерье мог стать мастером:

1. Экзамен, изготовление «шедевра».

2. Организация пира.

3. Вступительный взнос.

4. Необходимо наличие мастерской. Распространяется практика, когда отец при жизни отдавал своему сыну наследство. Часто сами мастера выделяли деньги на покупку мастерских своим подмастерьям.

Центром торговли был городской рынок, за каждым членом цеха был закреплен участок рынка.

12-13 вв. – время расцвета цехов. С конца 13 века начинается период упадка. С 14 идет процесс «замыкания цеха» (мастерая начинают препятсвовать вступлению подмастерьев в цех, затягивают обучение, берут в ученики преимущественно своих родственников, попасть в цех со стороны практически невозможно).

В 12-13 веках цех позволял активно развиваться ремеслу, продукция была дорогой, но высококачественной. 14 век – централизация, развитие товарно-денежных отношений, развитие государственных и межгосударственных ренков. Цех перестает отвечать «потребностям общества». Появляются «вечные подмастерья».

В торговле существовал тот же корпоративный способ, купцы объединялись в гильдии.

Специлизации: внутригосударственна торговля, внешнегосударственная торговля, торговля с Востоком.

При централизации во Франции города были союзниками. В Италии и Германии города вразждовали.

Ганза – союз северогерманских городов.

Специфика социально-политического развития Англии в 12-13 вв.

1) Политическая фигура Генриха Второго Плантагенета.

2) Кризис английского общества в первой половине 13 века. Политика Иоанна Безземельного.

3) Великая хартия вольностей.

4) Становление сословно-представительной монархии.

1086 год – «Книга Страшного суда» (перепись населения). 95% населения – крестьяне.

Вильгельм провел административную реформу, государство было разделено на графства, управляемыми шерифами (суд, налоги).

Генрих Второй (1154-1189 гг.). Был внуком Генриха Первого (Генрих Первый – сын Вильгельма Завоевателя). У Генриха Первого была дочь Матильда, которая вышла замуж за Жоффруа Анжуйского Плантагенета (planta genista). От отца Генрих Второй унаследовал Анжу, Мен, Турень, от Матильды – Нормандию.

В 1152 году Генрих женился на Элеоноре Аквитанской, бывшей жене французкого короля. У Генриха не было прямых прав на корону. В 1153 году Генрих вторгся в Англию и заставил своего двоюродного брата Стефана сделать его сопрвителем. В 1154 году Стефан умер, и Генрих стал королем.

Реформа Церкви. При Вильгельме устанавливается контроль светской власти над Церковью при сохранении церковных привилегий.

Во время судебных разбирательств использовали клятвы и ордалии (способ доказательства правоты одной из сторон в судебном споре, как правило, испытание огнем, железом или водой). Судебная система не соответствовала уровню государства.

Церковные суды судили не только клириков, но и мирян. Судебные решения в отношении клириков были мягче, чем в отношении мирян. Цели реформы:

· Сузить церковную юрисдикцию и поставить ее под контроль государства.

· Сильнее контролировать деятельность Церкви.

Томас Беккет был аглосаксонцем из городской среды (?). Он получил высшее образование в Париже. Был одним из приближенных Генриха Второго. В 1165 году Генрих делает Томаса Беккета архиепископом Кентерберрийским (главой Английской церкви). Томас Беккет отказался от мира и поменял свое отношение к политике Генриха.

Генрих собирает Великий совет Кларендоне и наделяет совет новыми полномочиями. «Кларендонские конституции» (постановления):

· Духовным лицам, совершившим преступления, представать не только перед духовным судом, но и перед светским.

· Миряне не могут представать перед Духовным судом, иначе как законные и уважаемые свиедетели.

· Архиепископы и епископы как вассалы короля должны подчиняться королевским чиновникам, они не имеют право уезжть из государства без согласия короля.

· Король имеет право назначать на все церковные должности.

Начинается противостояние Томаса Беккета и короля. Беккет попадает в изгнание и возвращается в Англию только через 6 лет. Его убили на алтаре в соборе. Папа наложил на Англию интердикт (временный запрет Папой совершать богослужения и религиозные обряды в пределах той или иной территории без отлучения). Генрих приносит покаяние и отменяет «Кларендонские конституции».

Судебная реформа. Судебные и фискальные права короны в отношении своих подданных были лишь правами высшего сеньора по отношению к своим вассалам и основывались на присяге верности, т.е. могли быть оспорены, это приводило к бесконечным мятежам баронов, а также распространялась практика давать Церкви и баронам «хартии вольностей».

С середины 12 века есть тенденция к усилению публичных начал в государственном управлении.

Было до середины 12 века:

Центр управления – королевский двор или курия, постоянно перемещался, подолгу отсутствовал в Англии. Собрание непосредственных вассалов и приближенных короля. В отсутствие короля правил юстициарий (духовное лицо, знаток канонического и римского права). Администрацию возглавлял канцлер. Большая роль местных судов и властей. Королевское правосудие имело исключительный характер. Либо Церковный суд (каноническое право), либо местные суды (обычное право).

Стало:

· Создавались центральные королевские суды, которые превращались в высшую аппеляционную инстанцию.

· Королевский суд сосредоточил в своих руках всю уголовную юрисдикцию.

· Королевский суд за специальную плату рассматривал любые дела (кроме вилланскиз) судом присяжных.

· Начинается формирование единого права (common low – общее право) для всей страны.

· Введение института разъездных судей.

Военная реформа. Ограничение военной службы феодалов небольшим сроко.Взонст заплатить налог «щитовые деньги» и не служить, на эти деньги нанимались наемники. Каждый свободный человек должен был иметь вооружение в соответствии со своим достатком и по первому призыву участвовать в походе.

Генрих издает лесную осизу (1184 г.): все леса Англии объявляются собственностью короля.

При жизнии Генрих делает своего старшего сына соправителем, но тот умирает раньше Генриха. Остальные сыновья негативно относились к генриху (были основными заговорщиками). Конфликты между сыновьями и отцом провоцировались Элеонорой Аквитанской и Филиппом Вторым Августом.

В 1189 году Генрих умирает, и к власти приходит Ричард. В 1199 г. Ричард был убит.

Иоанн Безземельный (1199-1216 гг.). Слабый, желчный, злой, недальновидный правитель.

Еще в правление Ричарда начинается кризис. Иоанн собирает новые налоги и продолжает активную внешнюю политику. В военном конфликте Англия терет свои территории на континенте (1202-1204 гг.): Нормандию, Анжу, Турень, Мен, часть Пуату.

Конфликт с Церковью. Иоанн попытался конфисковать часть церковных земель и отказался признать кандидатуру архиепископа, назначенного Папой. Папа присылает интердикт, а 1209 году отлучает Иоанна и разрешает Филиппу Второму захватить Англию. Иоанн приносит вассальную присягу Папе.

Начинаются выступления английских баронов против короля. Все общество объединяется против короля. В 1215 году Иоанна заставили подписать Великую хартию вольностей (63 статьи на латинском языке Magna carta liberatum). В основе хартии лежат «баронские статьи» (выражены все требования баронов, но также были учтены требования и других слоев):

· Баронский суд над баронами.

· Запрет вмешиваться королевской юрисдикции в земельные тяжбы, полежащие рассмотрению в феодальных куриях.

· Бароны получили право феодальной войны против короля.

· Свобода церковных выборов.

· Фиксированные, нормированные налоги, король не имел право собирать чрезвычайные налоги.

· Разрешение свободного въезда иностранных купцов.

· Все свободные люди должны починяться Закону.

Хартия была подписана, но ее условия не выполнялись. Подписание великой хартии – это шаг на пути создания сословно-представительной монархии

1263-1267 гг. – оппозицию возглавил Симон де Монфор. При Генрихе Третьем была создана олигархическая ячейка, которая правила Англией.

В январе 1265 года было созвано сословно-представительное собрание (парламент): бароны, рыцари и горожане. Современи правления Эдуарда Первого (1278-1307 гг.) можно говорить о сословно-представительной монархии.

Парламент с 14 века делится:

· Верхняя палата – Палата лордов (баронов, место в ней передавалось по наследству вместе с титулом).

· Нижняя палата – Палата общин (по 2 рыцаря от каждого графства, по 2 горожанина от каждого крупного города избирались из зажиточных людей).

С 14 века парламент собирается регулярно в отличие от Франции. Функции: распределение налогов, высший судебный орган, совещательные функции, право издания законов (с 14 в.), законодательная инициатива.

Король разделил свою ответственность, англичане почувствовали свою причастность к власти.

Формирование сословно-представительной монархии во Франции.

К 11 веку в Европе формируется феодальная раздробленность.

В каждой провинции печаталась своя монета. У королей не было легитимного права печатать монету. При проезде по государству нужно было платить пошлины.

· Возникновение мысли об объединении.

· Наличие возможности для трансформации.

Сословная монархия или сословно-представительная представляет одну из форма государства, сложившуюся в условиях политической централизации, при которой наряду с относительно сильной королевской властью существуют сословно-представительные собрания, обладающие совещательныи, финансовыми (налоги), а иногда и законодательными (чаще законосовещательными) функциями.

Централизация заключается:

· В концентрации в руках короля судебной и военной власти в ущерб политической самостоятельности крупных феодалов.

· В развитии государственного законодательства и налогообложения, в росту государственного аппарата.

Основной конфликт происходит между королевской властью и крупными феодалами. Решения:

· Война.

· Династические браки.

Взаимовыгодное партнерство (поиск политических сторонников, которые на взаимовыгодных условиях будут оказывать королю политическю, финансовую и военную поддержку).

Во Франции горожане первыми поддержали короля. Торговля нуждалась в централизации. В Англии короля поддержало мелкое и среднее рыцарство.

Создавалось единое правовое пространство (королевское право).

Сбор налогов являлся краеугольным камнем в политике централизации. В это вопрос королю требуется согласие общества. Необходиость добиться разрешения на сбор налогов. Король дает сословиям возможность участвовать в политической жизни государства. Создаются сословно-представительные органы: 1) консолидация сословий, осознание своей значимости как политической силы; 2) возможность выразить отношение к политике короля.

Признаки сословий: закрепление за сословиями определенных прав и обязанностей, замкнутость, передача сословной принадлежности по наследству, привилегированность первого и второго сословий выражалась в налоговых льготах.

Предпосылки образования сословно-представительной монархии:

1. Общая тенденция централизации.

2. Развитие городов и складывание внутреннего рынка.

Специфика во Франции:

1. Господство вассально-сеньориальных отношений (вассал моего вассала – не мой вассал).

2. Маленький домен короля.

3. Власть имела выборный храктер.

4. Очень сильная разница в развитии Севера и Юга.

5. Ряд правителей не признавал власть короля.

Этапы централизации:

1. При Филиппе Втором Августе (1180-1223) присоединена Нормандия, Мен, Анжу, Турень.

2. Альбигойские войны (1209-1229), борьба за Юг. Церковь инициировала в 1209 году поход против еретиков катаров и вальденов, затем было совершено 3 похода французских королей (1224, 1226,1229).

3. Правление Людовика Девятого Святого (1226-1270). Судебная реформа: запрещение судебного поединка, введение судебного расследования, создание высшей аппеляционной судебной инстанции. Из королевского совета выделялась специальная судебная палата – парламент, имеющая также административные функции. Финансовая реформа: начало чеканки королевской золотой онеты, которая постепенно начинает вытеснять разные денежные знаки.

4. Правление Филиппа Четвертого Красивого (1285-1314). Становление сословно-представительной монархии.

5. Столетняя война.

6. Присоединение Бургундии и порта Кале (конец 15 века).

Трансформация королевской власти.

К концу 13 века – усиление королевской власти. Король в той или иной степени осуществлял высший суверенитет уже не только в королевском домене, но и рамках всего королевства. Меняется характер власти. Королевская власть становится единственным источником права и закона, хранительницей общественного блага. Начинает разрушаться вассально-сеньориальная система. Король разрешает платить денежную ренту взамен военной службы. Король начинает всевозможными способами покупать землю мелких и средних феодалов, активно освобождает крестьян в своем домене от личной зависимости.

Вилланы – экономически зависимые крестьяне.

Сервы – лично зависимые крестьяне.

Сервы платили подушную подать своему феодалу, а вилланы – королю.

Освобождение от личной зависимости:

· Ослабление феодалов.

· Пополнение казны.

· Увеличение количества возможных служилых людей.

Процесс нелинейный, не единовременный, проходил в индивидуальном порядке. Феодал сам решал, кого освобождать, не было унифицированной формы освобождения.

Король постоянно прибегал к чрезвычайным налогам. Это привело к социальному напряжению, росту недовольства политикой короля.

Первый созыв Генеральных штатов – 1302 год. Еще до Генеральных штатов существовали местные штаты, которые созывались регулярно, по их образу собрали Генеральные штаты, состоящие из трех палат:

1. Духовенство. Высшие церковсные чины + аббаты и приоры монастырей + «выборные делегаты монастырей» (назначались аббатами или выбирались братьями?).

2. Дворянство. Имели личное приглашение или назначались королем.

3. Горожане. Здесь сильнее был выражен принцип выборности (выбирались лучшие люди города).

Каждая палата имела один голос в общем решении. Внутри палаты решение принималось большинством голосов.

· Политика лавирования.

· Решение вопросов о налогах и субсидиях (совещательная функция).

· Нет регулярности. Генеральные штаты собирались по решению короля.

Средневековые интеллектуалы.

Формирование светской интеллектуальной культуры связано с появлением и развитием университетов.

Потребители светского знания: горожане, правители.

«Докторское право» - даваемое Церковью разрешение обсуждать теологические вопросы.

Интеллекуал (духовный, умственный, разумный) – человек, который живет за счет своего интеллектуального труда.

Постепенно формируется мысль о том, что знание – товар.

Интеллектуалы:

· Должны были вести определенный образ жизни

· Пользовались авторитетом и уважением, которое они во вмногом противопоставляли своему зыбкому социальному статусу и, как правило, плачевному имущественному состоянию.

· Преподаватель должен был жить в хорошем дому в приличнов районе и хорошо одеваться, но часто у него не было такой возможности.

Преподаватель был членом двух корпораций: общеуниверситетской (объединяла все университеты Европы) и корпорации того университеты, в котором он преподавал. Это давало социальную защиту.

Университеты обладали налоговыми и судебными льготами.

Преподавние было платным, но существовали стипендии для особо одаренных студентов. Было развито меценатство. Источники доходов: церковь или город, меценатство, деньги студентов.

В университете начинает цениться индивидуальность, уникальность, оригинальность мысли.

Петр Абеляр.

Абеляр родился в 1079 году в семье рыцаря около Нанта. Обучплся в различных монастырских школах. Одним из его преподавателей был Гильом из Шампо. В 1108 году Абеляр начал преподавать недалеко от Нотр-Дама на горе Святой Женевьевы.

«История моих бедствий» - автобиография Абеляра. Впервые появляется идея самому себя оправдать. Абеляр мог спорить с кем угодно и считал, что на его опыте можно научиться и на сравнении понять, что твои собственные беды никчемны. Оценка своих способностей: «Чем шире распространялась обо мне слава, тем более воспламенялась ко мне зависть». Абеляр не признавал авторитета своих учителей и писал об этом. Он выбрал себе достойную для любви. Абеляр рассматривал брак как собственный позор. «Как непристойно и прискорбно было бы, если бы я – человек, созданный природой для блага всех людей, - посвятил бы себя одной женщине».

Абеляр – уникальный человек своей эпохи. Его мысль оригинальна. Он не признавал авторитетов и был бесконечно убежден в своей гениальности. У него было превосходное чувство собственного достоинства, гранищащее с самовсхвалением. Превосходство Абеляра – это его заслуга, не Бога.

Джон Уинклиф.

Джон Уинклиф (1320(30)-1384) был преподаватем Оксфордского университета. Он принял священный сан и вел активную преподавательскую, богословскую и политическую деятельность. Был на королевской службе. Идеи Уинклифа:

· Разделение светской и церковной власти.

· Английская церковь не должна так зависеть от папства. Идея национальной церкви.

· Мысль о переводе Библии на английский язык, чтобы она была доступна.

· Человек может спастись только верой. Церковь не нужна как посредник. Вера – это особая благодать, которую дает Господь.

· Церковь должна быть образчиком проповедуемого учения: дешевой и бедной.

· Исповедь должна быть не регулярная, а личностная.

· Необходимо личное обращение к Богу.

Ян Гус.

Ян Гус (1369-1415) родился в очень бедной семье на юге Чехии. Со временем он стал профессором Пражского университета. Читал лекции для широкой публики в Вифлиемской часовне. Очень сильное влияние на на Яна Гуса оказали идеи Джона Уинклифа.

· Основная цель человека – самосовершенствование и самопознание.

· Если человек видит порок вовне, он должен с ним бороться.

· Борьба со злом моральным сопротивлением.

· Церковь бедная.

· Церковь должна вести высоконравственный образ жизни.

· Невмешательство Церкви в светские дела.

· Все перед Богом равны: и клир, и миряне (в момент причастия клирики причищались вином и хлебом, остальные – только хлебом).

В определенный момент Ян Гус выступил против индульгенций, из-за этого его перестал поддерживать король. Церковь обвинила Яна Гуса в ереси.

В 1415 году состоялся собор в Констанце, куда Ян Гус был приглашен для участия в диспуте. По дороге на собор он был арестован. Ему было предъявлено 42 обвинения в ереси. Он был заточен в замке. 6 июня 1415 года Ян Гус предстал перед собором, ему предложили отречься, он сказал:’’Не отрекусь”. Ему был выписан смертный приговор. 6 июля Ян Гус был сожжен.

Чехия 14-15 веков.

В 10 веке Чехия признала свою зависимость от Священной Римской Империи и вошла в ее состав в качестве княжества на особых условиях: она занимала привилегированное положение, фактически была независима. Чешский король приносил вассальную присягу императору Священной Римской Империи и фактически правил Чехией.

Карл Четвертый был чешским королем Люксембургской династии и императором Империи.

«Золотая булла» 1356 года:

· Подтверждение всех старых прав в Чехии.

· Свободный выбор короля, который занимал первое место среди курфюрстов.

· Полная политико-правовая самостоятельность Чехии внутри Империи.

· На Чехии не распространялись имперские налоги.

· Чешский король имел лишь символические обязательства перед императором.

Карл основал Новый град, построил Карлов мост. При нем был основан Пражский университет. Карл уделял большое внимание образованию и Церкви.

Время правления Карла Четвертого – «Золотой век» Чехии.

Он написал книгу «Жизнь Карла Четвертого». В ней говорится о том, что важнейшими вещами для короля являются справедливость и милосердие. Карл признавал равноправие больших и малых народов. Немецкое население концентрировало в своих руках большой процент недвижимости.

В 1378 году Карл умирает и императором становится Сигизмунд, а королем Чехии - сын Карла Вацлав.

Гуситские войны (1419-1434).

В основе гусизма лежало учение Яна Гуса. Символом гуситов стала чаша для причастия. Требования гуситов:

· Единое причастие для мирян и клира.

· Бедная и дешевая церковь.

· Секуляризация церковного имущества.

· Полная независимость в ведении государственных дел.

· Создание Сейма (сословно-представительного органа).

Все началось 30 июля 1419 года в Праге. Там проповедовал Ян Жилевский. Существовало 2 группировки:

· Умеренные гуситы (чашечники) – Центральная Чехия.

· Радикальные гуситы (табориты) – центром был город Табор на юге Чехии.

Таборитов возглавлял Ян Жижка. Существовала идея создания универсальной общины, где не будет социального деления и имущественного расслоения (военизированная община).

· Религиозная реформа.

· Изгнание немцев из Чехии.

· Полная независимость Чехии.

Начинается исход немцев из Чехии. Была создана военизированная община:

· Отсутствие частной собственности.

· Отсутствие сословности.

Общинники облагают соседние деревни данью. Возвращается собственность и сословность.

Умеренные и радикальные гуситы находятся в противостоянии, не могут договориться.

Сигизмунд обращется запомощью к Папе Римскому. Против гуситов организуются крестовые походы, но ни один поход не был успешен.

В 1420 году Сигизмунд осадил Прагу и короновал себя как чешский король. В ответ гуситы собрались на съезде и выработали 4 пражские статьи. Гуситы не признали Сигизмунда в качестве короля, 4 пражские статьи распространились по всей Чехии:

· Свободная проповедь Слова Божьего.

· Единообразное причастие для всех.

· Дешевая церковь, секуляризация всего церковного имущества и земель.

· Приоритет закона и власти, которому должны подчиняться все чехи.

Началась подготовка созыва сейма, где должен был решиться вопрос о форме правления.

Из таборитов и выделилась секта пикартов, которая отрицала причастие и весь культ.

Ян Жижка уходит из общины, его взгляды становятся менее радикальными.

Ян Гус: «Мне милее хорошей немец, чем плохой чех».

В 1421 году состоялся сейм:

· Сигизмунд лишен короны.

· Подтверждены 4 статьи.

· Вопрос о форме правления не решен. Радикалы отрицали монархии, а умеренные гуситы и Ян Жижка выступали за ее сохранение.

В 1421 году состоялся объединней поход гуситов против Сигизмунда. Цели:

· Завоевательная.

· Распространение гусизма.

· Принятие условий гуситов.

В 1426 году гуситы выходят за пределы Чехии. Движение гуситов приобретает новый вид, гусизм начинает деградировать.

В 1431 году гуситов согласились выслушать на церковном соборе. В 1434 году состоялось сражение между умеренными и радикальными гуситами у деревни Липаны. Победили умеренные гуситы.

В 1436 году были подписаны компакты. Гуситы признавали сигизмунда, а Сигизмунд и церковь признавали национальную церковь Чехии.

Последствия:

· Демографический спад.

· Изоляция Чехии.

· Экономический кризис.

· Чехия становится однонациональным государством.

Специфика социально-политического развития в 14-15 века.

· Кризис феодальной системы (замыкание цеха, зарождение капиталистических отношений, появление первых мануфактур, разрушение феодальный отношений в деревне, постепенный отток крестьян из деревни, появление арендных отношений и наемных работников в деревне - батраков).

· Демографические пробелы (эпидемии чумы).

· Политические конфликты между государствами и внутренние конфликты (восстания и гражданские войны).

· Религиозный кризис (с 1309 года Авиньонское пленение, в течение 70 лет папство испытывало сильнейшее влияние французской короны, идея национальной церкви, Великая схизма с конца 14 -15 в. – период, когда было несколько пап, начало поиска новых путей – сектанство, меланхолия, поиск выхода за пределами Церкви, начинаются массовые гонения на ведьм).

Художественная культура Средневековья.

Влияние раннехристианского искусства.

· Античная культура (главенство формы).

· Варварская культура.

· Христианская культура.

В 4 веку в античной культуре появляется сиволизм. Раннехристианская культура во многом определила принципы средневековой культуры. В 3 веке появляются первые изображения Бога. Христианство обращалось ко всем людям, независимо от пола, имущества, сословия, религии, национальности. Появляется катакомбная живопись. Ранние христиане вырабатывают символику изображений (изображение не ради изображения, а ради знания, даваемого зрителю). Эти изображения – своеобразная система иносказаний и символов. Основная идея – идея спасения души. Цель – заставить задуматься, дать возможность понять, призвать к молитве, утвердить мысль о том, что тело – ничто, а душа – все, т.е., духовное и идейное становится главным в художественном изображении.

· Обращение к душе человека.

· Искусство должно внушить человеку отвращение к своему телу.

Принципы художественного творчества.

Искусство отражало общую систему мировоззрения:

· Существовало 2 смысла (обыденный и сакральный: проявление мудрости, воли и совершенства Творца). Была важна расшифровка сакрального смысла (ежеминутное познание Господа).

· Предметом искусства является не реальный мир, природа, человек, а суть, идея, Бог.

· Люди, занимавшиеся искусством, приравнивались к ремесленникам. Их статус был очень низок.

· Искусство анонимно. Художник – орудие Бога. Работали по образцам, но не копировали.

· Отсутствие светотени. Автор не передает пространство, его не волнует портретное сходство.

· Основное внимание уделяется внутренней энергии (свет, золото, другоценные камни, яркие цвета).

Романский стиль.

Этот стиль был распространен в 10-12 веках. Термин появился в 19 веке. Так называют памятники архитектуры, в основе которых лежат римские архитектурные традиции (камень, прямоугольный фундамент).

· Соборы (как крепости).

· Замки (донжоны).

· Монастыри.

Толстиые стены, маленькие высокие окна, преобладание простых горизонтальный и вертикальный линий, стрельчатые своды (образуют сильно вытянутые в длину замкнутые пространства - нефы), прямоугольник в основе (базилика), вход на западе, алтарь на востоке (идея пути к Богу), арка (один из главных элементов). Колокольня строится иногда в единстве с храмом, иногда – отдельно. Традиция внешнего декорирования храма. Огромное количество скульптур на внешней стороне собора:

· Храмовая скульптура несакральна.

· Противопоставление внутреннего (божественного) и внешнего (человеческого) пространства храма.

· Устная Библия.

Готика.

С 12 века начинается поворот к многокрасочному миру. В 30-40-е годы в Сен-Дени зарождается новый стиль:

· Максимальная взаимосвязь и взаимозависимость различных архитектурных элементов. Пространство стало единым. Восточная часть храма заканчивается апсидой.

· Собор выполнял несколько функций: сакральная, главное общественное место в городе.

· Самое высокое место в городе (стремление ввысь).

· Самое красивое место в гроде.

· Все соборы были построены из белого камня, котой очень бысстро разрушается.

· Увеличивается количество и размер окон, которые украшаются витражами (растительный, цветочный, зооморфный орнамент, Священная история, знаменательные события).

· В готическом стиле начинают строить здания городских муниципалитетов, светские здания (замки).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: