Понятие Возрождения
Лекция 7. Философия эпохи Возрождения
Теория суппозиций
Теория познания
· Сформулировал знаменитый философский принцип экономии мышления – т.н. «Бритва Оккама»: «Множественность не следует допускать без необходимости (Plurálitas nоn est ponénda sine necessitáte)».
· Христианская философия такова, что Бог не может быть в собственном смысле предметом ее изучения, так как Он абсолютно свободен и совершенно непостижим, в то время как связь между Богом и миром не является ни очевидной, ни доказуемой.
· Единственной сферой познания человека является опыт постоянно случающихся единичных вещей, так как естественный разум способен усматривать логику происхождения всех вещей и событий только в моменты их произвольного возникновения.
· Все «идеи» это суть сами единичные вещи, производимые Богом в акте свободного творчества, не обусловленного ничем.
· Понятия формируются в уме познающего субъекта на основе чувственного восприятия вещей.
|
|
· Универсалии суть «знаки» в нашем уме, как таковые являющиеся не всеобщими, а единичными сущностями.
· Основными понятиями логики являются категории «обозначения» (лат. significatio) и «подстановки» (лат. suppositio).
· «Обозначением» называется случай, когда некий знак либо прямо указывает, либо косвенно отсылает к бытию чего-то отличного от него самого.
· Теория «суппозиций» (т. е. логических «подстановок» понятий) должна была объяснить обоснованность применения общих понятий в сфере естественного языка одновременно с отрицанием факта реального существования универсалий.
· Оккам выделяет три разновидности «суппозиций»:
o материальную (suppositio materialis),
o персональную (suppositio personalis),
o простую (suppositio simplex).
· Только лишь персональная «суппозиция» обозначает, «замещая» собой в интеллекте реальную вещь, т. е. что-либо единичное. При двух других «подстановках» естественный термин (универсалия) ничего не означает.
· Термин «Возрождение» (или «Ренесса́нс») означает совокупность философских учений, выдвинутых в период распада феодального общества и зарождения индустриальной культуры.
· Историки выделяют:
o Итальянское Возрождение (XV – XVII вв.);
o Французское Возрождение (XV – XVI вв.);
o Немецкое Возрождение (XV – XVII вв.);
o Английское Возрождение (XVI – XVII вв.);
o Культура Ренессанса получила развитие также в Испании, Голландии, Швейцарии и Польше.
· Идейными источниками философии Возрождения в Италии XIV – XV вв. были:
o Переосмысление античного наследия (аристотелизм, платонизм, аверроизм);
o Идеология гуманизма (человек и его личность понимаются как высшие ценности).
|
|
· Итальянские гуманисты:
o Да́нте Алигье́ри
o Франче́ско Петра́рка
o Колю́ччо Салюта́ти
o По́джо Браччоли́ни
o Лоре́нцо Ва́лла
o Марси́лио Фечи́но
o Пи́ко де́лла Мирандо́ла
Леона́рдо да Ви́нчи
(1452 – 1519)
· Великий итальянский художник и учёный, изобретатель, писатель, представитель искусства Высокого Возрождения, яркий пример «универсального человека».
· Смысл научной деятельности – в практической пользе. Главный путь открытия истины – сочетание теории и практики.
· Наиболее универсальная наука, необходимая для осмысления природы – математика.
· Человек – самое совершенное творение природы, как с физиологической, так и с психологической точки зрения.
Галилео Галилей
(1564 – 1642)
· Итальянский физик, механик, астроном, философ и математик; основатель экспериментальной физики; первым использовал телескоп для наблюдения небесных тел.
· Своими экспериментами он опроверг умозрительную метафизику Аристотеля и заложил фундамент классической механики.
· Ученый должен пользоваться двумя методами: 1) резолютивным (аналитическим) и 2) композитивным (синтетическим).
· Используя теорию двойственной истины, Галилей отделяет науку от религии.