Доказательства бытия Бога
Онтология
Теология и философия
· Теология и философия, согласно Фоме, суть самостоятельные науки в аристотелевском понимании, т. е. некоторые системы знания, в основании которых лежат первые принципы, из которых посредством силлогистических рассуждений выводятся все необходимые заключения.
· Цель богословской науки заключается в истолковании истин божественного Откровения.
· Чтобы сделать положения веры «понятными», теология может прибегать к услугам философии.
· С точки зрения достижения главной цели христианского вероучения, т. е. спасения человека, философия есть «служанка теологии».
· В качестве высшей характеристики бытия совокупности всех сотворенных субстанций Фома выбирает не «сущность» (essentia), а «существование» (esse) вещей.
· Главные характеристики вещей вводятся попарно:
o потенция — акт,
o материя — форма,
o субстанция — акциденция.
· «Есть» (бытие) — это характеристика, принадлежащая всем сотворенным вещам, несмотря на различие их форм. Акт бытия первичен и по отношению к форме, и по отношению к индивидуальной субстанции.
|
|
· Для сотворенных вещей «существовать» всегда означает «быть чем-то определенным».
· Бог есть акт бытия, благодаря которому все вещи получают существование.
· В Боге нет никакого нечто, которому может быть приписано существование, его собственное бытие и есть то, что Бог есть.
· Мы можем установить, что Бог е́сть, но мы не можем знать, что́ он есть, поскольку в нем нет никакого «что» (качества).
· Человеку доступно лишь знание сотворенных вещей, являющихся не простыми, а составными, т. е. составленными и сущности и существования.
· Бытие Бога бесконечно; не будучи ограничено каким-либо определением, оно находится за пределами любого возможного представления и совершенно невыразимо.
· Фома Аквинский формулирует пять косвенных доказательств бытия Бога:
1) ex mótu, «от движения»;
2) ex ratióne efficiéntis, «от производящей причины»;
3) ex contingénte et necessário, «от необходимости и не-необходимости»;
4) ех grádibus perfectiónis, «от степеней совершенства»;
5) ex gubernatióne rérum, «от божественного руководства вещами».
· Проблема статуса бытия универсальных понятий впервые была представлена у Боэция в ходе разбора формально-логических свойств т.н. «пяти звучаний», или «вещей» (vóces, res), наиболее общих характеристик понятий:
o «рода» (génus, например, «животное»),
o «вида» (spécies, «человек»),
o «видового отличия» (specífica differéntia, «разумность»),
o «собственного признака» (próprium, «двуногость») и
o «привходящего признака» (áccidens, «курносость»).
|
|
· Поводом для начала дискуссии послужили вопросы, которые были впервые поставлены Порфи́рием Ти́рским:
1) Существуют ли роды и виды вещей самостоятельно или же только в мышлении?
2) Если они существуют самостоятельно, то тела ли это или бестелесные вещи?
3) Обладают ли они в последнем случае отдельным бытием или же существуют только в телесных вещах?
· Согласно формулировке Фомы Аквинского, универсалии могут иметь троякое существование:
o ante rem («до вещи», т. е. в Божественном интеллекте),
o in re («в вещи»),
o post rem («после вещи», т. е. в человеческом уме).
· Впоследствии, в соответствии с тем, как различные представители средневековой схоластики стремились по-своему каждый ответить на эти вопросы, сформировались три главных направления схоластической мысли:
1) реализм (лат. res, «вещь»),
2) номинализм (лат. nomen, «имя»),
3) концептуализм (лат. conceptus, «понятие»).
· Номинализм утверждает, что роды и виды вещей существуют только в мышлении (Иоанн Росцели́н; Уильям О́ккам).
· Реализм признает содержание универсальных понятий существующим самостоятельно (субстанциально) (Ансе́льм Кентерберийский; Гильо́м из Шампо́; Бонавенту́ра)
· Концептуализм заявляет, что сами понятия существуют лишь в уме, но при этом в реальности им соответствует нечто, что, однако, само по себе не является ни субстанцией, ни акциденцией (Петр Абеля́р).
Уильям О́ккам
(ок. 1280 – 1347)
· Английский философ-схоласт, монах-францисканец, логик и церковно-политический писатель, главный представитель номинализма XIV в.