Учение об искусстве
Трансцендентальная философия
Натурфилософия
· Природа есть «спящий дух». Две противоположности: свет (первичный идеальный принцип) и материя (реальный принцип) составляют диалектическую основу изменения.
· Природные явления – магнетизм, электричество и химизм – проявляются как «чувствительность», «раздражительность» и «формирующая сила».
· Движение от неорганического к органическому свидетельствует о победе идеального начала над реальным. В органическом мире материя теряет самостоятельность и сводится к роли инструмента для жизни. Все стремится к Духу.
· Первая истина философии – основоположение «Я есть Я» или «Я существую». Эти тезисы выражают акт самосознания, в котором Я делает себя объектом и отождествляет созерцающее себя Я с созерцаемым Я.
· Этапы саморазвертывания Я:
o продуктивное созерцание (открытие не-Я, т.е. объекта созерцания);
o рефлексия (представлением Я самого себя в виде чистой мысли);
o воля (понимание свободы и наличия других субъектов, движение которых к идеальной цели порождает человеческую историю).
|
|
· Произведение искусства – продукт гения. С одной стороны, гений действует сознательно. Но его творение перерастает этот сознательный замысел. В нем всегда есть нечто большее. И этот дополнительный элемент проистекает из бессознательной деятельности гения.
· Соединяя конечное и бесконечное, сознательное и бессознательное, прекрасное произведение искусства оказывается поэтому объективным выражением того самого тождества, которое является конечной целью устремлений философа.
· Абсолютное тождество сознательного и бессознательного, свободы и необходимости изначально постигается через понятие Божественного провидения.
· Тождество возможно только в Абсолюте, абсолютном Я, которое нельзя смешивать с индивидуальным человеческим Я.
· Бог есть бесконечная деятельность, которая стремится к самопостижению. Это стремление порождает Бога как объект для самого себя.
· Двойственность божественности требует существования некого объединяющего принципа, «безосновного», в котором темное и светлое начало присутствуют без смешения и противоположения и которое на более высоком уровне проявляется в качестве Духа.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 – 1831)
· Немецкий философ, главный представитель абсолютного идеализма.
· Основные философские сочинения:
o «Феноменология духа» (1807);
o «Наука логики» (1812 – 16);
o «Энциклопедия философских наук» (с 1816);
o «Философия права» (1821);
o «Лекции по эстетике»;
o «Лекции по истории философии».