Теория Абсолюта

Учение об искусстве

Трансцендентальная философия

Натурфилософия

· Природа есть «спящий дух». Две противоположности: свет (первичный идеальный принцип) и материя (реальный принцип) составляют диалектическую основу изменения.

· Природные явления – магнетизм, электричество и химизм – проявляются как «чувствительность», «раздражительность» и «формирующая сила».

· Движение от неорганического к органическому свидетельствует о победе идеального начала над реальным. В органическом мире материя теряет самостоятельность и сводится к роли инструмента для жизни. Все стремится к Духу.

· Первая истина философии – основоположение «Я есть Я» или «Я существую». Эти тезисы выражают акт самосознания, в котором Я делает себя объектом и отождествляет созерцающее себя Я с созерцаемым Я.

· Этапы саморазвертывания Я:

o продуктивное созерцание (открытие не-Я, т.е. объекта созерцания);

o рефлексия (представлением Я самого себя в виде чистой мысли);

o воля (понимание свободы и наличия других субъектов, движение которых к идеальной цели порождает человеческую историю).

· Произведение искусства – продукт гения. С одной стороны, гений действует сознательно. Но его творение перерастает этот сознательный замысел. В нем всегда есть нечто большее. И этот дополнительный элемент проистекает из бессознательной деятельности гения.

· Соединяя конечное и бесконечное, сознательное и бессознательное, прекрасное произведение искусства оказывается поэтому объективным выражением того самого тождества, которое является конечной целью устремлений философа.

· Абсолютное тождество сознательного и бессознательного, свободы и необходимости изначально постигается через понятие Божественного провидения.

· Тождество возможно только в Абсолюте, абсолютном Я, которое нельзя смешивать с индивидуальным человеческим Я.

· Бог есть бесконечная деятельность, которая стремится к самопостижению. Это стремление порождает Бога как объект для самого себя.

· Двойственность божественности требует существования некого объединяющего принципа, «безосновного», в котором темное и светлое начало присутствуют без смешения и противоположения и которое на более высоком уровне проявляется в качестве Духа.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 – 1831)

· Немецкий философ, главный представитель абсолютного идеализма.

· Основные философские сочинения:

o «Феноменология духа» (1807);

o «Наука логики» (1812 – 16);

o «Энциклопедия философских наук» (с 1816);

o «Философия права» (1821);

o «Лекции по эстетике»;

o «Лекции по истории философии».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: