Философия природы
Наука логики
Феноменология духа
· Феноменология – наука, систематически исследующая истину явлений духа, определяющая связь между ними и философией и тем самым место философии в системе духовной деятельности.
· Сознание характеризуется через разделение субъекта сознания (для-себя бытие) и предмета (в-себе бытие) сознания и их взаимную связь в этом отношении.
· Критерий истины можно определить как соответствие знания или понятия предмету, так же как соответствие предмета понятию. Противоречие входит в сознание и удерживается в нем, не разрушая его истины, а лишь внося новые, дополнительные задачи в исследование.
· Абсолютное мышление представляет само себя как начало и одновременно должно вернуться к самому себе же в конце как абсолютная идея.
· Это мышление не противостоит своему предмету, а развертывает его из самого себя таким образом, что непосредственное и опосредованное в процессе мышления взаимно подталкивают друг друга к развитию.
· Логическое мышление выступает в трех формах:
o рассудочной (абстрактное мышление),
o диалектической (мышление через противоречие);
o спекулятивной (мышление, удваивающее отрицание и получающее положительный результат).
· Понятие бытия – это непосредственное начало и самый простой предмет мышления.
· С другой стороны, бытие уже содержит в себе как понятие внутреннее противоречие и отрицательность. Неопределенное бытие есть ничто.
· Бытие и ничто, переходя друг в друга, снимаются оба в становлении. В свою очередь, и становление снимает себя и переходит в ставшее, в «результат», который открывается как сущее, т. е. происходит возвращение в бытие.
· Задача философии природы – соединить между собой логическую идею и дух.
· Живая природа приближает нас к форме логического понятия: «Понятие, которое в беспонятийности природы есть лишь некое внутреннее, получает существование лишь в живых существах в качестве души».
· «Природа влечет нас к себе, ибо дух предчувствует свое присутствие в ней; она нас отталкивает как нечто чуждое, в котором наш дух не находит себя».
· «Право есть вообще свобода как идея».
· Моральное сознание возникает в результате раздвоения субъективного начала, воли и мира, и оперирует понятиями добра и зла, намерения и умысла.
· Нравственность есть «свобода или в себе и для себя сущая воля как объективное».
· Конкретные формы нравственности:
o семья;
o гражданское общество;
o государство.
· Государство представляет высшую ценность, поскольку именно оно позволяет и отдельному человеку, и обществу воплотить в себе разумное начало.
· Задачи государства: сохранять индивидов в качестве лиц, поддерживать их право и собственность, охранять семью и руководить гражданским обществом.
· Свое единство и субъективность государство находит в правительстве, каковое в совершенной форме принимает вид действительного единства воли в лице монарха.