Система цен в экономике

Заключение

Содержание и перспективы развития в России консультативного предпринимательства.

Страховое предпринимательство

Страховое предпринимательство (как разновидность финансового) заключается в том, что предприниматель в соответствии с законодательством и договором гарантирует страхователю возмещение ущерба в результате непредвиденного бедствия потери имущества, ценностей, здоровья, жизни и других видов потерь за определенную плату при заключении договора страхования, Страхование заключается в том, что предприниматель получает страховой взнос, выплачивая страховку только при определенных обстоятельствах. Так как вероятность возникновения таких обстоятельств невелика, то оставшаяся часть взносов образует предпринимательский доход.

Страховое предпринимательство является одной из наиболее рисковых видов деятельности. В то же время организация страховой предпринимательской деятельности дает определенную гарантию страхователям (организациям, предприятиям, физическим лицам) получить определенную компенсацию при наступлении риска в их деятельности, что являются одним из условий развития в стране цивилизованного предпринимательства.

Слово «консультант» происходит от латинского – советующий. Под этим словом понимается специалист в определенной области, дающий советы по вопросам своей специальности.

В зарубежной практике коммерческая, платная консультация по вопросам управления получила название консалтинг.

По определению Европейской Федерации Ассоциаций консультантов по экономике и управлению (ФЕАКО) менеджмент-консалтинг заключается в предоставлении независимых советов и помощи по вопросам управления, включая определение и оценку проблем и/или возможностей, рекомендацию соответствующих мер и помощь в их реализации.

По заказам предпринимателей консалтинговые компании консультируют их по экономическим и юридическим вопросам. Предпринимателям оплата этих консультаций обходится дешевле, чем содержание специалистов штате фирмы.

В промышленно развитых странах с рыночной экономикой вложения средств в интеллектуальный капитал в форме консультационных услуг считаются не менее эффективными, нежели вложения в новое оборудование или передовую технологию.

В России в современных условиях подобного отношения к консультанту не наблюдается. Более того, имеющийся интеллектуальный потенциал в области экономики и управления используется далеко не полностью. Наблюдается парадоксальная ситуация; большинство предприятий находится в тяжелом экономическом положении по причинам нередко организационно-управленческого характера, неприспособленности к рыночным условиям, не используя при этом имеющийся интеллектуальный потенциал в данной области.

Те же руководители, которые своевременно прибегли к помощи консультантов, уже ощутили пользу и экономический эффект финансово-хозяйственного анализа, разработки программ оздоровления, активного маркетинга, разработки инвестиционной и финансовой политики и т.д.

Известная немецкая автомобильная фирма «Порше» к 1991 г. оказалась на грани банкротства. Руководство предприятия обратилось к японской консалтинговой фирме «Син гидзюцу» (что означает «новая технология»). Заморские консультанты, изучив ситуацию, стали внедрять на знаменитом «Порше» японскую систему поточного производства, миниминизирующую все виды потерь на всех производственных участках. Корректировать эту систему, делать поправку и скидки на местные особенности, опыт и традиции посчитали бессмысленным: система будет работать или по всей цепочке или никак.

Через три года японская перестройка на «Порше» начала давать реальные результаты: компания стала выпускать больше автомобилей с меньшими затратами, с сокращенным на 19% персоналом, работающим быстрее и качественнее. Благодаря японским рекомендациям сборочный конвейер стал короче, исчезли множество подсобных помещений и даже целые участки, в результате чего территория завода – уменьшилась по площади на 30%. Вдвое сократился производственный брак, хотя он и прежде был невысоким. Почти на 40% возрос темп сборки автомобилей. И все это на прежнем оборудовании, с теми же самыми рабочими и инженерами, которые теперь, познав прелесть рационализации, стали подавать каждый месяц по две с половиной тысячи предложений, направленных на дальнейшее совершенствование производства.

Консалтинговые услуги могут осуществляться в форме устных разовых советов. Однако чаще всего они предоставляются в виде консалтинговых проектов и включают в себя следующие основные этапы:

• выявление проблем (диагностика);

• разработка решений, проекта;

• осуществление решений, проекта.

Заключительный этап в зависимости от объема проекта может занимать от нескольких дней до нескольких месяцев. Иногда контакты с клиентами могут быть и многолетними.

Методы консультирования могут быть различными. Наиболее известны и применяемы три вида консультирования:

1) экспертное;

2) процессное;

3) обучающее.

Экспертное консультирование – наиболее пассивная форма консалтинга. Здесь консультант самостоятельно осуществляет диагностику, разработку решений и рекомендаций по их внедрению. Клиент при этом лишь обеспечивает консультанта необходимой информацией.

При процессном консультировании специалисты консалтинговой фирмы на всех этапах разработки проекта активно взаимодействуют с клиентом, побуждая его высказывать свои идеи, предложения; консультанты вместе с клиентом анализируют проблемы и разрабатывают предложения.

При обучающем консультировании главная задача специалистов – подготовить почву для возникновения идей, для выработки решений. С этой целью они проводят у клиента лекции, семинары, разрабатывают для клиента учебные пособия, предоставляя тем самым всю необходимую теоретическую и практическую информацию.

На практике в чистом виде ни один из перечисленных методов консультирования не применяется, а как правило, применяются комбинации всех трех.

В промышленно развитых странах консультационные услуги уже много лет являются важнейшим элементом инфраструктуры рыночной экономики. Консалтинг выделен статистикой в отдельную отрасль.

В США в этой отрасли занято около 700 тыс. человек, а годовой объем услуг составляет порядка 50 млрд.долл. (для сравнения в 1995 г. весь объем импорта товаров в России составил 57,9 млрд. долл. Ни одно серьезное экономическое и управленческое решение не только в экономически развитых, но и в развивающихся странах не принимается без использования консультантов.

В России в настоящее время насчитывается несколько сотен частных консалтинговых фирм (для сравнения в небольшой Голландии их насчитывается более 2000).

Помимо частных фирм консультационные услуги на коммерческих началах также оказывают государственные, учебные, информационные и исследовательские организации. В России действуют и зарубежные фирмы. Если российские консультанты хорошо разбираются в современной экономической ситуации России, обладают высоким интеллектуальным и образовательным потенциалом, широко мыслят и многие знакомы с механизмом рыночной экономики западного типа, то достоинством зарубежных консалтинговых фирм является хорошее владение методами консультирования и детальное знание рыночной экономики западного типа. При этом стоимость услуг российских консалтинговых фирм примерно в 4–5 раз ниже, чем зарубежных, и составляет в среднем 300 долл. за человеко-день.

Консалтинговые услуги могут быть самыми разнообразными. Европейский справочник-указатель консультантов по менеджменту в настоящее время выделяет 84 вида консалтинговых услуг, объединяемых в восемь групп: общее управление, администрирование, финансовое управление, управление кадрами, маркетинг, производство, информационная технология, специализированные услуги.

Организация выполнения консультационного проекта. После того как установлен контакт с фирмой-клиентом, приступают к разработке предложения. Разработка начинается с совместного обсуждения проекта клиентом и консультантом. Перед этим необходимо получить достаточно подробную информацию о фирме-клиенте. Консультанту необходимо знать: что производит или чем занимается фирма; какова численность работающих, их квалификация, доля управленческого персонала; каковы объем производства или работ, услуг, структура затрат и величина прибыли и ее источники; финансовое положение фирмы, наличие договоров, надежность партнеров.

Затем определяются ситуация, динамика ее изменения и суть проблемы. Далее составляется план-график выполнения работ и оформляются необходимые юридические документы. Особое внимание следует обратить на план-график выполнения работ, наиболее точно определить сроки их осуществления. Престиж консультанта в значительной степени будет сохранен, если не будет срыва намеченных сроков выполнения работ или значительного их опережения.

Следует определить также, в какой форме предполагается завершить работу: будет ли это услуга или достижение конкретного результата. Все это должно найти отражение в плане-графике работ. В ходе выполнения заказа необходимо учесть психологию фирмы-заказчика. По мере продвижения работы интерес клиента будет падать и надо принять меры к поддержанию интереса. Для этого в период наибольшего интереса рекомендуется реализовать какой-либо промежуточный вариант. Это может быть конкретное предложение для руководства фирмы-заказчика, обсуждение предложений консультанта на служебном совещании, подготовка приказа о реализации отдельных предложений и др. В заключение оформляется письменный отчет, либо план мероприятий по реализации проекта, либо перечень рекомендаций. Могут иметь место и другие заранее оговоренные виды оформления результатов консультации.

Особенности рынка консультационных услуг состоят в том, что у фирм, занимающихся этим видом деятельности, отсутствует возможность показать «образец своего товара», «образец своей услуги». Поэтому перед такими фирмами очень остро стоит задача привлечения клиентов.

Способы привлечения клиентов различны. Это может быть рекламирование своих возможностей; привлечение клиентов через посредников; использование рекомендаций предыдущих заказчиков, положительно отзывающихся о деятельности фирмы, и др.

Наиболее простой и широко применяемый способ – рекламирование. Фирма распространяет различного рода рекламные справки, рекламные объявления, в которых приводятся ее возможности в области консультирования, примерная стоимость услуг, ссылка на успешно выполненные проекты.

Широко распространена такая форма привлечения клиентов, как использование посредников. Ими могут быть сотрудники фирм-клиентов, пользующиеся доверием у своего руководителя. В западных странах разработаны специальные методики для поиска такого посредника. На эти цели выделяются специальные средства.

Конечно, решающим фактором, определяющим престиж фирмы-консультанта, служит ее успешная, результативная предыдущая деятельность. Положительные рекомендации крупных или даже средних клиентов – лучшая реклама.

Определенную роль в обеспечении заказов по консультированию может сыграть имидж фирмы-консультанта. Наличие визитной карточки, проспекта, соответствующая обстановка в офисе, внешний вид, одежда и приветливость сотрудников фирмы – все это может повлиять на положительное решение заказчика сотрудничать с данной фирмой-консультантом.

Насколько вообще нужны фирме консультанты? Для нынешнего этапа развития экономики России, когда экономическая ситуация и деятельность отдельных предприятий претерпевают существенные изменения и постоянно возникают новые проблемы, ответ может быть только однозначным: да, нужны, необходимы.

Однако, учитывая ограниченность финансовых средств большинства предприятий, следует приглашать консультантов главным образом для выявления и установления степени важности самих проблем предприятия, фирмы. И начинать надо с решения главной проблемы – стратегии развития предприятия. Лишь после этого следует консультироваться по проблемам маркетинга, развития инновационного потенциала и др.

Выводы по лекции:

1. Большое число видов предпринимательской деятельности можно сгруппировать в четыре основных; производственная, коммерческая, финансовая, консультативная.

2. Важнейшим видом предпринимательской деятельности является производственная. Здесь осуществляется основная фаза воспроизводственного цикла – производство продукции и услуг, К этому виду предпринимательства относятся инновационная, научно-техническая деятельность, непосредственно производство продукции. Важнейшим этапом производственной деятельности служит приобретение или аренда факторов производства. В число таких факторов входят основные и оборотные производственные фонды, рабочая сила, информация.

3. Основное содержание коммерческого предпринимательства составляют операции и сделки по купле-продаже, другими словами – перепродаже товаров и услуг. Полем деятельности коммерческого предпринимательства служат товарные и торговые организации.

4. Сферой деятельности финансового (финансово-кредитного) предпринимательства является обращение, обмен стоимостей. Особенность финансовой деятельности в том, что она проникает и в производственную и в коммерческую деятельность, хотя может быть и самостоятельной – банковское, страховое дело и др. Основное поле деятельности финансового предпринимательства – коммерческие банки и фондовые биржи.

5. В последние десятилетия во всех развитых странах мира выделяется, обосабливается самостоятельный вид предпринимательства – консультативный (консалтинг). Сопоставляя уровень его развития в нашей стране и в других экономически развитых странах, можно сделать вывод, что в ближайшие годы этому виду предпринимательской деятельности предстоит стремительное развитие в России.

Задание на самостоятельную подготовку:

1. Дополнить конспект лекции материалом из рекомендованных учебников.

Следующее занятие

Учебно-материальное обеспечение следующего занятия:

1. Конспекты лекций.

2. ТСО: видеопроектор, ПВЭМ.

Ответы на вопросы студентов.

Разработчик – кандидат экономических наук

доцент Н. Рощина


[1] Опцион (лат. optioвыбор, желание, усмотрение) – договор, по которому потенциальный покупатель или потенциальный продавец получает право, но не обязательство, совершить покупку или продажу актива (товара, ценной бумаги) по заранее оговорённой цене в определённый договором момент в будущем или на протяжении определённого отрезка времени

[2] Срочная сделка –1) сделка за наличный расчет по поставке товара оговоренного количества и качества на определенную дату в будущем, цена устанавливается заранее или за день до поставки;

2) сделка на фондовой или товарной бирже, по которой платеж осуществляется через определенный срок по курсу, зафиксированному в контракте, а поставка товара через указанный срок (от нескольких месяцев до 1–2 лет); заключается обычно в расчете на перепродажу контракта и получения прибыли; владельцы контрактов на срок не связаны обязательствами перед продавцами и покупателями, а имеют отношения только с расчетной палатой биржи.

Все действующие в экономике цены взаимосвязаны и образуют систему, которая находится в состоянии непрерывного развития под влиянием большого количества рыночных факторов.

Система цен – это единая упорядоченная совокупность цен обслуживающих и регулирующих экономические взаимоотношения участников рынка.

В системе цен каждая отдельная цена или группа цен находится в тесной взаимосвязи со всеми другими ценами, что обусловлено:

- единым процессом формирования затрат;

- взаимосвязью и взаимозависимостью всех элементов рыночного механизма и всех субъектов, действующих на рынке.

Изменение уровня, структуры одного вида цен влечет за собой изменение других видов цен. Вместе с тем, взаимосвязь и взаимозависимость цен в единой системе предполагает самостоятельное движение отдельных ее элементов и конкретных цен на конкретные товары.

Рис. 1. Общая система цен в зависимости от особенностей и масштаба обслуживания современного рынка


2. Классификация цен.

Многообразие цен приводит к необходимости их упорядочения, выделения отдельных групп цен, объединенных общими признаками. В зависимости от целей научного исследования или практического использования возможно воспользоваться одной из классификаций, приведенной в табл. 1.

Основание классификации Виды цен
Стадия товародвижения (характер обслуживаемого оборота) Оптовые (отпускные) Закупочные Розничные
Государственное воздействие Свободные Регулируемые
Способ установления, фиксации Твердые Подвижные Скользящие
Способ получения информации об уровне цены Публикуемые Расчетные
Фактор времени Текущие Сопоставимые Средние
Вид рынка Цены товарных аукционов Биржевые котировки Цены торгов
Условия поставки и продажи Цена- нетто Цена-брутто

3.1Характеристика ценпо стадиям товародвижения или характеру обслуживаемого оборота

Оптовые цены – это цены, в соответствии с которыми, предприятия и организации реализуют произведенную ими продукцию производственно-технического назначения, услуги всем категориям покупателей, кроме населения, обычно крупными партиями (оптом).

Оптовые цены предприятия имеют следующую структуру:

Оптовая (отпускная) цена определяется исходя из сложившегося спроса и предложения, качества и потребительских свойств продукции (услуг).

Закупочные цены – это цены, по которым с/х предприятия и организации продают произведенную ими с/х продукцию промышленным предприятиям, фирмам для последующей переработки.

Отличие закупочной цены от других видов цен, заключается в том, что в ее состав не включаются НДС и акцизы.

Розничные – это цены, по которым товары или услуги продаются населению.

Розничная цена включает в себя оптовую цену или цену закупки и торговую наценку или торговую скидку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: