Понятие модели данных. Реляционные БД и их применение при реше-нии маркетинговых задач

База данных – это ориентированное на пользователя-непрограммиста множество взаимосвязанных данных, структурированных таким образом, что достигается их минимальная избыточность и максимальная независимость от прикладных программ.

Данные в базе находятся в памяти в соответствии с некоторой моделью. Распространенными моделями баз данных являются: реляционная, сетевая и иерархическая. Так как в процессе управления предприятиями и организация-ми широко используются таблицы, поэтому наиболее распространенной моде-лью баз данных в настоящее время является реляционная модель.

Реляционная модель основывается на понятии “отношение”, и представ-ляется совокупностью таблиц. На рис.4.8.1. приведены базовые понятия дан-ной модели.


Домен 1

101, 102, 103, 104


Домен 2

мел, ручка папка, бу-мага


Домен 3

красный, синий,

черный, бе-лый


Домен 4

3, 9, 11, 14


Объект

(имя отношения, Товар

таблицы)

Код Цвет Вес


Наименован ие товара

ZD

красный синий

103 папка

бумага 4

Рис. 4.8.1. Основные понятия реляционной модели

Домен – это множество значений, принимаемых свойствами (характери-стиками) отражаемого объекта.

Атрибут – это имя множества значений, входящих в домен. Атрибуты используются в качества средства для обращения к доменам.

Кортеж – это множество элементов из доменов, составляющих одну строку отношения (таблицы).

Отношение – это множество кортежей, отражающих свойства объекта. Таблицы, входящие в реляционную модель, строятся в рамках ограничений, дик-туемых операциями их обработки.

Для обработки нескольких таблиц устанавливаются связи. Связи между пер-вичными ключами, то есть теми атрибутами таблиц, которые однозначно опреде-ляют их строки, определяются с помощью указателей. На рис. 4.8.2 эти связи ука-заны с помощью стрелок.

                                                                         
   
 
       
     
 
             
 
 
 
       
постав
 
 
             
     
 
 
 
 
           



ТОВАР N WDКод Название Вес

товара товара товара


П5 Мерку-- Пермьа

постав постав постав


ПОСТАВКИ D Q1 Код Код Ко- -

- товара чество


щика щика щика щика (шт.) 101 Мел 3

102 Ручка 9

Требование принципа неизбыточности означает сокращение до минимума объема

дублируемых данных. Для этого над таблицами выполняют процедуру нормализа-

СЛУЖАЩИЙ-НАЧАЛЬНИК-ТЕЛЕФОН СЛУЖАЩИЙ НАЧАЛЬНИК


Код Фамилия Телефон на- Код Фамилия Фамилия

служа- Рис. 4.8.2. Реляционная база данных "ПОСТАВЩИКИ-ТОВАРЫ” щего щего

125 Иванов 3051 = 125 Иванов + Иванов


Телефон на-чальника


138 Петров 2222 138 Петров Петров 2222

195 Иванов 3051 195 Иванов

200 Петров 2222 200 Петров

Рис. 4.8.3. Ликвидация дублирования данных


ции. Пусть имеется ненормализованная таблица СЛУЖАЩИЙ-НАЧАЛЬНИК-

ТЕЛЕФОН, в которой имеется излишне дублируемые данные (см. рис. 4.8.3). Для

их ликвидации данная процедура требует деления исходной таблицы таким обра-

зом, чтобы в результате получились более простые таблицы.

Таблицы реляционной модели обрабатываются с помощью операций ре-

ляционной алгебры. Выделяют операции: ВЫБОРКА (Рис. 4.8.4., Рис. 4.8.5.),

СОЕДИНЕНИЕ (Рис. 4.8.6.).

ПОСТАВКИ

Код по- Код де- Количество ставщика тали (шт.)

КР KD Q П1 101 3 П1 102 5 П2 101 4 П3 103 6 П3 103 7 П4 101 5 П4 104 2

Рис. 4.8.4. База данных «ПОСТАВКИ»

ПОСТАВЛЕННЫЕ ДЕТАЛИ Код Код Количество

поставщика детали (шт.) КР KD Q П1 101 3 П2 101 4 П4 101 5

Рис. 4.8.5. Результат выполнения оператора «ВЫБОРКА»

ПОСТАВЩИКИ ДЕТАЛЕЙ


Код постав-щика KP П1 П2


Код детали

KD 101 101


Количество Код постав- Наименование щика поставщика

Q KP1 NP 3 П1 Заря

4 П2 Восход


Адрес по-ставщика AP Москва Тверь



П3 101 5 П3 Рассвет Тула Рис. 4.8.6. Результат выполнения оператора «СОЕДИНЕНИЕ»

Для обработки нескольких таблиц устанавливаются связи. Связи между

первичными ключами, то есть теми атрибутами таблиц, которые однозначно

определяют их строки, определяются с помощью указателей (Рис. 4.8.7.).

Входная оперативная информация Условно-постоянная информация

Заказ Составзаказа Заказчик

 
 


Код Код Дата заказчика заказа заказа


Код Товар Кол- Цена заказа во


Код Имя Адрес Заказчика заказчика


Сводка Базаданных


Код Имя Код заказчика заказчика заказа


Товар Кол- Цена Сумма во


Рис. 4.8.7. Установление связей между таблицами


4.9.Централизованные и распределенные БД в ИС. Доступ к данным БД на основе архитектуры «файл-сервер» и «клиент-сервер»

С появлением и развитием корпоративных и иных сетей появилась воз-можность организации доступа к одним и тем же данным из различных струк-турных подразделений предприятия или из других регионов. При этом разра-ботаны два вида баз данных:

- централизованные; - распределенные.

Централизованная база данных характерна тем, что она полностью нахо-дится на центральном компьютере, к которому обращаются пользователи (кли-енты) с помощью своих компьютеров за информацией. Управление базой дан-ных (ее корректировка и прочие процедуры, поддерживающие ее целостность, безопасность и пр.) осуществляется централизованно (рис. 4.9.1.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: