Теория реального ветряка
II. Resumez le texte lu.
Выделимиз лопастей ветроколеса двумя концентрическими окружно-
стямис радиусами r и
r + dr
кольцевуюповерхность
dF =2p rdr. Это коль-
цо на крыльях вырежет отрезки длиною dr, которые называются элементар-
нымилопастями (рис. 8.1.1). Через все точки обеих окружностей проведем
линиитока,образующиедвеповерхности ABC,
A ¢ B ¢ C ¢ бутылеобразнойфор-
мы (рис. 8.1.2). Жидкость, заключённую между этими поверхностями,
назовёмэлементарной кольцевой струёй.
Рис. 8.1.1. Выделение элементарных лопастей на ветроколесе.
Сделаем предположение, обычно принимаемое в аналогичных теориях, что разность давлений по обе стороны ветрового колеса, действующая на площадь кольца, получающегося от пересечения ометаемой плоскостью эле- ментарной струи, воспринимается элементарными лопастями.
На основании этого составляем первое уравнение связи:
2p rdr (p 1 - p 2) = i (dY cos b + dX sin b), (8.1.1)
где Y – подъемная сила крыла, направленная перпендикулярно потоку;
|
|
X – сила сопротивления крыла (лобовое сопротивление крыла), направ-
ленная по потоку;
b – угол между плоскостью вращения ветроколеса и направлением воз-
душного потока, набегающего на крыло;
i – число лопастей ветроколеса.
Рис. 8.1.2. Элементарная кольцевая струя.
Для определения направления сил, действующих на элементарную ло-
пасть, изобразим ее сечение на рисунке 8.1.3, где ось Z направлена по оси
ветроколеса и ось
x - x
в плоскости его вращения; V – направление скоро-
сти ветра; W – направление скорости относительного потока, набегающего
на элемент лопасти.
Разложим силу dR, действующую на элементарную лопасть, на две си- лы: dX, действующую по потоку, и dY, направленную перпендикулярно по- току. Сила dX вызывает сопротивление элемента крыла; dY вызывает ок- ружное усилие элемента крыла и называется подъёмной силой.
Вследствие вращения ветроколеса в плоскости
x - x
воздушный поток
набегает на ветроколесо не со скоростью ветра V, а с относительной скоро-
стью W, которая слагается геометрически из скорости ветра V и окружной скорости w r, где w угловая скорость и r – расстояние элемента лопасти от
оси вращения ветроколеса.
Скорость потока, набегающего на элемент лопасти, в относительном движении будет равна:
|
+(-w r - u 1
)2, (8.1.2)
где V 1 = V
- v 1 – скорость ветра в плоскости ветряка.
Рис. 8.1.3. План скоростей воздушного потока при набегании его на элемент
лопасти.
Скорость u 1 получается как реакция от крутящего момента, развивае- мого лопастями. Эта скорость имеет направление, обратное моменту; её ве- личина берётся как средняя для всей зоны, в которой работают лопасти. В действительности эта скорость перед ветроколесом равна нулю и непосред- ственно за ветряком равна u 2. Так как закон изменения этой скорости неиз- вестен, то, как первое приближение, её принимают равной:
|
|
u = u 2. (8.1.3)
1 2
Силы dY и dX можно выразить как:
dY = C
bdr r W 2, (8.1.4)
y 2
dX = C
bdr r W 2, (8.1.5)
x 2
где b – ширина элемента лопасти по хорде.
Кроме того, на основании уравнения для лобового давления на ветряк
(потеории идеального ветряка Г.Х. Сабинина) можем написать:
P
p 1 - p 2 =
F 1
= r Vv 2
. (8.1.6)
Подставляя вместо dY и dX и
получим:
p 1 - p 2
их значения в уравнение (8.1.1),
2p rdr r Vv 2
= i ⎛ bdrC
|
|
r W 2 cos b+ bdrC
2 x
r W 2 sin b⎞; (8.1.7)
|
после сокращения получим:
W 2 ⎛ C ⎞
2p rVv
= ibdrC
cos b⎜1 + x tg b⎟; (8.1.7а)
или
y ⎜ ⎟
|
⎛ C ⎞
4p rVv
= ibdrC
W 2 cosb⎜1+ x tg b⎟. (8.1.7б)
|
⎝ y ⎠
На основании рис. 8.1.3 можно ввести обозначение
w r + u 1
ctg b =
V - v 1
= zu, (8.1.8)
которое называют числом относительных модулей.
Из уравнения (8.1.8) имеем:
или
- w r - u 1 = - zu (V
- v 1), (8.1.8а)
|
- v 1
|
|
- v 1, уравнение (8.1.2) можем переписать так:
- v 1)
+ z 2(V
- v 1)
= (V
- v 1)
1 + z 2. (8.1.9)
Заменим:
sin b= V
- v 1 =
V - v 1
= 1, (8.1.10)
|
- v 1)
1 + z 2
1 + z 2
cosb=w r + u 1 =
w r + u 1
= zu
|
|
|
- v 1)
1 + z 2
1 + z 2
tg b=1
zu
, (8.1.12)
C x =m
C y
– обратное качество крыла (8.1.13)
и подставим их в уравнение (8.1.7б)
z
⎛ m⎞
4p rVv
= ibC
(V - v
)2(1+ z 2) u ⎜1+
⎟. (8.1.7в)
2 y 1
u
|
v
zu ⎠
Вводя в это уравнение
1+ v 1
V
e = 1 изаменив
V
v 2 его значением из равенства
ibC y
= 8p r
e
(1 + e)(1 + e)2
(zu
+ m)
|
. (8.1.14)
Это уравнение называется уравнением связи; оно связывает ширину
лопасти и коэффициент подъемной силы с деформацией потока, характери-
зуемой величиной e.
Взяв сумму проекций сил элемента лопасти на касательную к окружно- сти, по которой он движется, получим окружное усилие, развиваемое эле- ментарными лопастями:
dQ = ibdr r W 2 (C
2 y
sin b - C x
cos b).
чим:
Подставляя сюда значение W, sin b
и cos b
и вводя C x
= m C y, полу-
dQ = ibdr r(V
|
|
)2 (1 + z 2) C
1-m zu
|
. (8.1.15)
Подставляясюда значение ibC y
щения,получим:
из уравнения (8.1.14) и сделав сокра-
dQ =4p rdr r
e V 2 1 -m zu
. (8.1.16)
1 + e
zu +m
Момент относительно оси ветряка равен:
dM = dQr =4p r 2 dr r
e V 2 1 -m zu
. (8.1.17)
1 + e
zu +m
Секундная работа элементарных лопастей:
dT = dM w=4p rdr r
e V 3
1 - m zu
z. (8.1.18)
1 + e
zu +m
Секундная энергия далеко перед ветряком, заключенная в потоке, пло-
щадь сечения которого определяется площадью кольца, сметаемого элемен-
тарными лопастями, равна:
V 3
dT 0
= 2p rdr r
. (8.1.18а)
Поделив секундную работу элементарных лопастей на эту энергию,
получим элементарный коэффициент использования энергии ветра:
x= dT =
4 e 1 -m zu
z. (8.1.19)
dT 0
1 + e
zu +m
Умножив и разделив выражение (8.1.19) на (1 - e)получим:
x=4 e 1 - e 1 -m zu
z. (8.1.19а)
1 + e
zu +m1 - e
Так как выражение
4 e 1 - e
1 + e
представляет идеальный коэффициент
использованияэнергии ветра, то можем написать:
|
1 - m zu
|
zu +m1 - e
где
h=1 -m zu z
(8.1.21)
zu +m1 - e
называют относительным коэффициентом полезного действия элемен-
тарного ветряка.
При большом числе модулей можно приблизительно считать:
z @ z
1 - e u
и тогда:
h=1 -m zu z
(8.1.21а)
|
|
zu +m1 - e
Напомним, что числом модулей, или быстроходностью ветродвигате-
ля, называют отношение окружной скорости конца лопасти к скорости ветра:
Z =w R.
V
Число модулей элементов лопастей на радиусе r равно:
z =w r. (8.1.22)
V
Число модулей для любого радиуса r ветряка с известной быстроход-
ностью Z может быть выражено так:
z = Z
r, (8.1.23)
R
где R – радиус ветроколеса.