К себе.
К коллективу
К своим возможностям
К деятельности
К учебной деятельности относятся очень добросовестно, ведут себя на уроках спокойно и слушают учебный материал очень внимательно. Однако не принимают все на веру, желают все выяснить и самостоятельно понять суть изучаемых явлений. Часто спорят, отстаивают свою позицию, но не чужими заученными фразами, а с глубоким чувством пережитого, пронесенного через глубокое осознание. Для этих детей и даже взрослых характерна глубокая увлеченность делом. При этом они могут увлекаться многими делами, так как стремятся к познанию окружающего мира, что может им мешать обучаться в школе на отлично. В особенности это характерно для мальчиков.
Удивительно, что при всей своей неординарности мышления и способностей — это очень скромные дети и взрослые.
В общении с товарищами они не стремятся к превосходству, помогают им во всем бескорыстно. У этого типа детей сильно коллективистское чувство, во имя общих интересов они всегда готовы свои принести в жертву. Поэтому всегда являются «душой» коллектива, поддерживают оптимистическое настроение и выводят членов коллектива из тупиковых, неловких ситуаций.
|
|
При всей способности защитить других людей и открыто отстаивать интересы коллектива этот тип людей не умеет защищать себя. Они легко ранимы, обидчивы, чувствительны к несправедливости. Однако, если «доминирующий» тип личности вспыльчивый и резкий, когда пытаются ущемить его личное достоинство, то сензитивный только «вспыхнет», «зарумянится», «зальется краской», но никогда не ответит грубостью и не станет защищаться. Они подолгу могут обижаться, переживать обиду, полученную от близких им людей. В то же время отходчивы и долго обиды не держат. Особо заметим то, что этот тип личности никогда не обращает внимания на себя, на свою одежду, его мысли всегда заняты делами или интересами других людей.
Сензитивный тип личности не умеет любить себя, он весь принадлежит людям, он — альтруист, любящий всех и готовый это делать даже в ущерб себе и своим чувствам.
У этих детей наблюдается повышенная чувствительность к критическим замечаниям в свой адрес. Однако это не приводит их в крайнее раздражение. Они спокойно воспринимают справедливые замечания и могут попросить прощения, если замечания справедливы. Справедливые замечания или критика приводят их в замешательство, они могут стыдиться своего поступка, так как понятия совести и чести для них являются-главными нравственными ценностями. Высокая самокритичность и адекватное понимание замечаний способствуют в подростковом возрасте интенсивной работе над собой, что резко преображает сензитивный тип личности в период их зрелости.
Несправедливая же критика, или даже критиканство не по существу, их обижает, выбивает надолго из активной деятельности, а порой мобилизует, они как бы доказывают свою правоту действиями, а не разговорами.