Состав, структура и объем бизнес-плана определяется спецификой деятельности, размером предприятия и целью составления бизнес-плана. Поэтому чем крупнее предприятие, тем сложнее, полнее и обоснованнее будет разработка бизнес-плана.
Не существует жестко регламентированной формы и структуры бизнес-плана. Обычно в нем предусматриваются разделы, в которых раскрываются основная идея и цели бизнеса, характеризуется специфика продукта предприятия, дается оценка рынка и устанавливается стратегия поведения на определенных рыночных сегментах, определяется организационная и производственная структура, формируется финансовый аспект дела, включая стратегию финансирования и предложения по инвестициям, описываются перспективы роста предприятия.
Структура должна быть построена так четко, чтобы потенциальный инвестор (или тот, кто будет знакомиться с бизнес-планом) смог сразу оценить глубину и разносторонность, заложенную при подготовке бизнес-плана.
Следует отметить, что необходимо ориентироваться на разработку бизнес-плана нового предприятия или действующего предприятия, работающего над созданием и производством нового изделия, внедрением новой технологии. Исходя из вышеуказанной типологии бизнес-планов, следует и рекомендуемая структура бизнес-плана.
|
|
Структура бизнес-плана может быть следующей:
титульный лист;
содержание (оглавление);
резюме;
описание предприятия и отрасли;
характеристика объекта бизнеса;
исследование и анализ рынка;
план маркетинговых действий на рынке;
план производства;
организационный план;
оценка рисков и страхование;
финансовый план;
стратегия финансирования;
приложения.
Бизнес-план начинается с оформления титульного листа, содержащего все исходные реквизиты предлагаемого проекта:
название (наименование) проекта, отражающее целевую функцию бизнес-плана;
где, когда и кем подготовлен данный программный документ (авторы проекта, название и адрес предприятия, его организационно-правовая форма и др.);
имена и адреса учредителей;
назначение бизнес-плана и его пользователи.
Желательно, чтобы обложка была сделана на фирменной бумаге, с эмблемой и логотипом фирмы.
Второй лист бизнес-плана – содержание, т.е. структурное представление самого бизнес-плана.
В приложения включаются документы, которые могут служить подтверждением или более подробным объяснением сведений, представленных в бизнес-плане. К числу обязательных относятся следующие:
- биографии руководителей предприятия или проекта, подтверждающие их компетенцию и опыт работы;
- результаты маркетинговых исследований;
|
|
- заключения аудиторов (включая аналитическую часть);
- подробные технические характеристики продукции;
- гарантийные письма или контракты с поставщиками и потребителями продукции;
- договоры аренды, найма, лицензионные соглашения;
- заключения служб государственного надзора по вопросам экологии и безопасности, санитарно-эпидемиологических служб.
Возможно также предоставление в качестве приложения к бизнес-плану:
- фотографий или видеоролика образцов продукции;
- сертификатов (ТУ и т.п.) на продукцию.
Тема 5. Резюме – главный раздел бизнес-плана
В переводе с французского резюме означает краткий вывод из сказанного. Этот раздел может быть написан только после завершения работы над самим бизнес-планом, но при этом обычно помещается в начале.
Резюме - это часть бизнес-плана, с которой знакомятся в первую очередь и которая в определенном смысле представляет собой «визитную карточку» бизнеса. По сути, это единственная часть бизнес-плана, которую инвесторы будут читать наиболее внимательно. Именно по содержанию резюме потенциальные инвесторы, партнеры судят о целесообразности прочтения бизнес-плана до конца и вообще состоятельности предлагаемого проекта.
В резюме необходимо в нескольких пунктах раскрыть бизнес-план в сжатой форме, при этом обязательно отметив:
- Основные задачи бизнес-плана;
- Привлекательность бизнеса;
- Перспективные оценки будущих прибылей и объемов продаж;
- Процедуры возврата займов и кредитов инвесторам;
- Размер требуемого капитала.
Резюме должно содержать следующие данные:
идеи, цели, суть проекта;
особенности предлагаемых товаров (услуг, работ) и их конкурентные преимущества в сравнении с аналогичной продукцией конкурентов;
стратегия и тактика достижения поставленных целей;
квалификация персонала и особенности ведущих менеджеров.
Резюме целесообразно завершить информацией о прогнозе спроса, объемах продаж, потребности в финансировании, финансовых результатах, которые ожидаются в результате реализации проекта. Эти данные могут быть представлены в виде табл. 1.
Таблица 1
Основные технико-экономические показатели деятельности предприятия
Показатель | 0-й год | 1 год | 2 год | 3 год |
1. Программа выпуска, нат.ед.измерения | ||||
2. Объем товарной продукции, тыс. тенге. | ||||
3. Объем реализованной продукции, тыс. тенге. | ||||
4. Численность работников предприятия, чел. | ||||
в том числе: | ||||
- АУП | ||||
- промышленно-производственный персонал (ППП) | ||||
5. ФЗП всего персонала, тыс. тенге. | ||||
в том числе: | ||||
- ФЗП АУП, тыс. тенге. | ||||
-ФЗП ППП, тыс. тенге. | ||||
6. Производительность труда в расчете на одного работающего ППП, тенге../чел. | ||||
7. Среднемесячная зарплата в расчете на одного работающего ППП, тенге. | ||||
8. Себестоимость ед.изделия, тыс. тенге. | ||||
9. Прибыль от реализации продукции, тыс. тенге. | ||||
10. Затраты на производство продукции, тыс тенге.. | ||||
11. Валовая прибыль, тыс. тенге. | ||||
12. Налог, НДС 12% | ||||
13. Чистая прибыль, тыс. тенге. | ||||
14. Баланс на конец года, тыс. тенге. | ||||
15. Предельный уровень затрат на 1 тенге.. товарной продукции, тенге. | ||||
16. Прибыль на 1 тенге.оварной продукции, тенге.. | ||||
17. Рентабельность продукции, % | ||||
18. Срок окупаемости затрат, лет. | ||||
19. Норма прибыли на капитал, % | ||||
20. Экономический эффект, % |
Также в данном разделе целесообразно отразить потребность в инвестиционных средствах (табл. 2).
Таблица 2
|
|
Потребность в инвестициях
Статьи затрат | 1 год | 2 год | 3 год | ||||||||
Всего | по кварталам | Всего | по кварталам | Всего | |||||||
I | II | III | IV | I | II | III | IV | ||||
1.Капитальные вложения по утвержденному проекту, подлежащие выполнению | |||||||||||
2. Капитальные вложения в объекты сбыта | |||||||||||
3. Приобретение оборотных средств | |||||||||||
4. Другие инвестиции в период освоения и эксплуатации производственных мощностей | |||||||||||
5. Итого - объем инвестиций |