Тема 4. Структура бизнес-плана и методические рекомендации по его написанию

Состав, структура и объем бизнес-плана определяется спецификой деятельности, размером предприятия и целью составления бизнес-плана. Поэтому чем крупнее предприятие, тем сложнее, полнее и обоснованнее будет разработка бизнес-плана.

Не существует жестко регламентированной формы и структуры бизнес-плана. Обычно в нем предусматриваются разделы, в которых раскрываются основная идея и цели бизнеса, характеризуется специфика продукта предприятия, дается оценка рынка и устанавливается стратегия поведения на определенных рыночных сегментах, определяется организационная и производственная структура, формируется финансовый аспект дела, включая стратегию финансирования и предложения по инвестициям, описываются перспективы роста предприятия.

Структура должна быть построена так четко, чтобы потенциальный инвестор (или тот, кто будет знакомиться с бизнес-планом) смог сразу оценить глубину и разносторонность, заложенную при подготовке бизнес-плана.

Следует отметить, что необходимо ориентироваться на разработку бизнес-плана нового предприятия или действующего предприятия, работающего над созданием и производством нового изделия, внедрением новой технологии. Исходя из вышеуказанной типологии бизнес-планов, следует и рекомендуемая структура бизнес-плана.

Структура бизнес-плана может быть следующей:


  • титульный лист;

  • содержание (оглавление);

  • резюме;

  • описание предприятия и отрасли;

  • характеристика объекта бизнеса;

  • исследование и анализ рынка;

  • план маркетинговых действий на рынке;

  • план производства;

  • организационный план;

  • оценка рисков и страхование;

  • финансовый план;

  • стратегия финансирования;

  • приложения.


Бизнес-план начинается с оформления титульного листа, содержащего все исходные реквизиты предлагаемого проекта:


  • название (наименование) проекта, отражающее целевую функцию бизнес-плана;

  • где, когда и кем подготовлен данный программный документ (авторы проекта, название и адрес предприятия, его организационно-правовая форма и др.);

  • имена и адреса учредителей;

  • назначение бизнес-плана и его пользователи.


Желательно, чтобы обложка была сделана на фирменной бумаге, с эмблемой и логотипом фирмы.

Второй лист бизнес-плана – содержание, т.е. структурное представление самого бизнес-плана.

В приложения включаются документы, которые могут служить подтверждением или более подробным объяснением сведений, представленных в бизнес-плане. К числу обязательных относятся следующие:

- биографии руководителей предприятия или проекта, подтверждающие их компетенцию и опыт работы;

- результаты маркетинговых исследований;

- заключения аудиторов (включая аналитическую часть);

- подробные технические характеристики продукции;

- гарантийные письма или контракты с поставщиками и потребителями продукции;

- договоры аренды, найма, лицензионные соглашения;

- заключения служб государственного надзора по вопросам экологии и безопасности, санитарно-эпидемиологических служб.

Возможно также предоставление в качестве приложения к бизнес-плану:

- фотографий или видеоролика образцов продукции;

- сертификатов (ТУ и т.п.) на продукцию.

Тема 5. Резюме – главный раздел бизнес-плана

В переводе с французского резюме означает краткий вывод из сказанного. Этот раздел может быть написан только после завершения работы над самим бизнес-планом, но при этом обычно помещается в начале.

Резюме - это часть бизнес-плана, с которой знакомятся в первую очередь и которая в определенном смысле представляет собой «визитную карточку» бизнеса. По сути, это единственная часть бизнес-плана, которую инвесторы будут читать наиболее внимательно. Именно по содержанию резюме потенциальные инвесторы, партнеры судят о целесообразности прочтения бизнес-плана до конца и вообще состоятельности предлагаемого проекта.

В резюме необходимо в нескольких пунктах раскрыть бизнес-план в сжатой форме, при этом обязательно отметив:

- Основные задачи бизнес-плана;

- Привлекательность бизнеса;

- Перспективные оценки будущих прибылей и объемов продаж;

- Процедуры возврата займов и кредитов инвесторам;

- Размер требуемого капитала.

Резюме должно содержать следующие данные:


  • идеи, цели, суть проекта;

  • особенности предлагаемых товаров (услуг, работ) и их конкурентные преимущества в сравнении с аналогичной продукцией конкурентов;

  • стратегия и тактика достижения поставленных целей;

  • квалификация персонала и особенности ведущих менеджеров.


Резюме целесообразно завершить информацией о прогнозе спроса, объемах продаж, потребности в финансировании, финансовых результатах, которые ожидаются в результате реализации проекта. Эти данные могут быть представлены в виде табл. 1.
Таблица 1

Основные технико-экономические показатели деятельности предприятия

Показатель 0-й год 1 год 2 год 3 год
1. Программа выпуска, нат.ед.измерения        
2. Объем товарной продукции, тыс. тенге.        
3. Объем реализованной продукции, тыс. тенге.        
4. Численность работников предприятия, чел.        
в том числе:        
- АУП        
- промышленно-производственный персонал (ППП)        
5. ФЗП всего персонала, тыс. тенге.        
в том числе:        
- ФЗП АУП, тыс. тенге.        
-ФЗП ППП, тыс. тенге.        
6. Производительность труда в расчете на одного работающего ППП, тенге../чел.        
7. Среднемесячная зарплата в расчете на одного работающего ППП, тенге.        
8. Себестоимость ед.изделия, тыс. тенге.        
9. Прибыль от реализации продукции, тыс. тенге.        
10. Затраты на производство продукции, тыс тенге..        
11. Валовая прибыль, тыс. тенге.        
12. Налог, НДС 12%        
13. Чистая прибыль, тыс. тенге.        
14. Баланс на конец года, тыс. тенге.        
15. Предельный уровень затрат на 1 тенге.. товарной продукции, тенге.        
16. Прибыль на 1 тенге.оварной продукции, тенге..        
17. Рентабельность продукции, %        
18. Срок окупаемости затрат, лет.        
19. Норма прибыли на капитал, %        
20. Экономический эффект, %        

Также в данном разделе целесообразно отразить потребность в инвестиционных средствах (табл. 2).
Таблица 2

Потребность в инвестициях

Статьи затрат 1 год   2 год 3 год
Всего по кварталам Всего по кварталам Всего
I II III IV I II III IV
1.Капитальные вложения по утвержденному проекту, подлежащие выполнению                      
2. Капитальные вложения в объекты сбыта                      
3. Приобретение оборотных средств                      
4. Другие инвестиции в период освоения и эксплуатации производственных мощностей                      
5. Итого - объем инвестиций                      

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: