Оценка информации является заключительным этапом анализа организационной среды. Итоги оценки используются в качестве основы для стратегического анализа и определения возможных вариантов стратегии.
Основной целью оценки информации является выяснение отрицательных и положительных воздействий среды на будущую деятельность фирмы. В процессе оценки фокус перемещается от понимания среды к пониманию того, что данное состояние среды может значить для организации.
Существует несколько распространенных методов оценки. Среди них метод "5 х 5". Метод "5 х 5" для определения наиболее значимых элементов внешней среды был предложен в 1984 г. А.Х. Меском. Он включает в себя пять вопросов о пяти факторах внешней среды.
1. Если вы обладаете информацией о факторах внешней среды, назовите хотя бы 5 из них.
2.Какие 5 факторов внешней среды представляют для вас наибольшую опасность?
3. Какие 5 факторов из планов ваших конкурентов вам известны?
4.Если вы уже определили направление стратегии, какие 5 факторов могли бы стать наиболее важными для достижения ваших целей?
|
|
5. Назовите 5 внешних пространств, включающих возможность изменений, которые могли бы стать благоприятными для вас.
Для того чтобы дать достоверные ответы на каждый из 5 вопросов, необходимо собрать уже существующую информацию об организационной среде и попытаться дать прогнозы ее будущего состояния.
Другой метод оценки может представлять собой перечень из четырех вопросов, включающий основные критерии оценки влияния каждого значимого фактора среды на будущее организации.
1. Как (положительно или отрицательно) данный фактор может повлиять на положение организации?
2. Какова вероятность усиления этого фактора, можно ли будет его проследить?
3. Насколько велико будет воздействие фактора на организацию?
4. Когда воздействие этого фактора на организацию может ослабнуть? В ближайшее время? В среднесрочном периоде? Через длительное время?
Специалист по анализу среды Дж.Х. Вилсон для лучшего понимания вопроса предлагает матрицу "вероятность усиления фактора - воздействие фактора на организацию" (рис. 10).
Вероятность воздействие | высокая | средняя | низкая | |
Высокое Среднее Низкое | Высокое значение фактора для организации | среднее | ||
значение | низкое | |||
фактора | Значение фактора | |||
Рис.10. Матрица "вероятность усиления фактора ~ воздействие фактора на организацию "
Если в соответствии с матрицей значение фактора оказывается высоким, ему должно быть уделено особое внимание при разработке стратегии.
|
|
Одним из наиболее распространенных и признанных методов оценки среды является метод СВОТ (SWOT - по начальным буквам английских слов "сила", "слабости", "возможности", "угрозы"). Метод СВОТ, будучи способом оценки среды, в то же время имеет более широкое применение, так как используется уже в стратегическом анализе и определении конкретных перспектив фирмы^В рамках метода СВОТ организация, с одной стороны, выявляет и оценивает собственные сильные и слабые стороны, с другой стороны, определяет возможности и угрозы, содержащиеся во внешней среде. ^Простым примером применения метода СВОТ для оценки может послужить таблица, составленная для гипотетической фирмы "Сирин-графика", занимающейся производством компьютерных технологий и продажей компьютеров (табл. 4). *
Таблица 4
* Х- оценка события в рамках метода СВОТ.
Дальнейшее применение метода СВОТ будет показано в параграфе "Стратегический анализ в организации".
Помимо трех описанных уровней среды (внутренней, рабочей и общей) в качестве предмета исследования рассматриваются способности менеджеров к стратегическому управлению, включающие в себя:
• способность наметить курс;
• способность организовать дело в соответствии с намеченным курсом;
• способность повысить энтузиазм и заинтересованность людей в работе.