Связь с научными парадигмами и дисциплинами

Классификация стилистических дисциплин.

Введение в стилистику

Источники ошибок в прогнозировании

Основными источниками могут быть названы:

1. Простое перенесение (экстраполяция) данных из прошлого в будущее (например, отсутствие у фирмы иных вариантов прогно­за, кроме 10% роста продаж).

2. Невозможность точно определить вероятность события и его воздействия на исследуемый объект.

3. Непредвиденные трудности (разрушительные события), влияющие на осуществление плана, например, внезапное увольне­ние начальника отдела сбыта.

Ошибки первой категории могут быть сужены путем примене­ния методов регрессионного анализа, криволинейного сглаживания и других техник.

Ошибки второй категории частично могут быть преодолены при помощи метода Дельфи, сценариев, моделей, анализа модели жизненного цикла.

В целом точность прогнозирования повышается по мере нако­пления опыта прогнозирования и отработки его методов.

Вопросы:

1) классификация стилистических дисциплин, предмет стилистики, понятийный аппарат стилистики;

2) стилистика языка, стилистика речи и стилистика речи. Основные проблемы и подходы.

Слово «стилистика» одновременно и название для разных стилистик (родовое название), и стилистика русского языка. Поэтому внутри стилистики можем произвести классификацию.

- теоретическая стилистика занимается теорией стиля в самом широком смысле (стиль не только в языке, но и в моде, в искусстве и других областях семиотической деятельности человека), понятийный аппарат стилистики

- сопоставительная стилистика (Шарль Балли уделял ей внимание). Очень важно для перевода, особенно художественного.

- описательная стилистика занимается описанием стилистической системы и стилистической организации дискурса в конкретном языке.

В течение десятилетий у нас функционировала формула, что русский язык – это язык «от Пушкина до наших дней», а наши дни с каждым годом все дальше. Описательная стилистика синхронная или диахроническая?

У нас - описательная стилиста современного русского языка, данная с учетом динамики.

Стилистика современного русского языка делится на стилистику языка и стилистику текста и дискурса (отвечает разделению Соссюра языка как системы, конструкта и речи, конкретной языковой деятельности).

Предмет стилистики языка – учение о границах и возможностях русского языка; о функциональных стилях и их характеристиках.

Шарль Балли считается основателем научной стилистики. Как он ее основывал? В 1909 году вышла его книга «Французская стилистика». Впервые она была переведена на русский язык в 1961 году. Книга «Язык и жизнь», изданная в 1913 году, переведена на русский язык в 2003 году. «Общая лингвистика и вопросы французского языка». Он задается вопросом, что является предметом стилистики: «Стилистика не изучает какую-то часть языка, она изучает весь язык в целом, однако под определенным углом зрения». Потом это определение повторил Г.О.Винокур в статье «О задачах истории языка» (50-е годы): «В отличие от прочих лингвистических дисциплин стилистика обладает тем свойством, что она изучает язык по всему разрезу его структуры сразу». Это и звуки, и формы, и знаки, и их части. «Таким образом, никакого «собственного предмета» у нее как будто не оказывается, но стилистика изучает тот же самый материал с особой точки зрения. Эта особая точка зрения и создает для стилистики в чужом материале ее собственный предмет».

Эта особая точка зрения состоит в том, что это особая семантика, особые стилистические значения, смыслы и способы их выражения, представленности.

Предмет стилистики речи, текста, дискурса. По отношению к стилистике дискурса предмет – стилистическая система языка в действии и стилистическая организация текстов как продуктов языковой деятельности. Есть индивидуальный авторский стиль (идиолект), и общеязыковой.

Стилистика дискурса исследует стилевую организацию разновидностей дискурса, исходя из стилевой дифференциации типов знания для их производства и использования.

«Стилистика» - от «стилос» - деревянная палочка для письма. Этой науке очень много лет. В средние века стилистика существовала наряду с риторикой. В середине 19 века начинается разочарование в риторике, постепенно она исчезает из университетов как отдельный предмет. Рождается научная стилистика, которая какое-то время примыкает к риторике.

Понятийный аппарат стилистики не однороден. Он вбирает в себя разные временные пласты, разные культуры, научные парадигмы (ото всех понемногу) и конкретных людей. Каждый новый ученый предлагает свою систему терминов (что-то входит, что-то нет).

То, что входит в стилистику исходя из временного параметра: все представления, которые есть в античных теориях языка и стиля, прежде всего, само понятие стиля. Сюда же мы можем отнести и риторику.

В 20 веке у нас изменяется структурная парадигма (связана с именем Соссюра). Тогда стилистика взаимодействует (и берет для себя понятия) от лексической семантики, прагматики, социолингвистики, психолингвистики, культуры речи, исследований по языку художественной литературы.

Что берет в себя стилистика в парадигме поструктуралистской: понятия интертекстуальности и интертекстуальных знаков, разных типов интертекста.

Что берет от когнитивной парадигмы? 1) Представление о языке как о хранилище знаний, которое мы используем для хранения, пользования, трансформации, 2) мышление в дискурсном пространстве.

Есть ли у стилистики собственные понятия? Да. Это стилистическое значение, стилистический смысл, стилистическая шкала, стилистическая оппозиция, стилистический препон, стилистическое задание и ряд других понятий подобного рода.

Имена, которые внесли вклад в развитие стилистики: Шарль Балли, Луи Ельмслев (датчанин), Виктор Владимирович Виноградов, Григорий Осипович Винокур, Виктор Максимович Жирмунский, Юрий Николаевич Тынянов, Алексей Матвеевич Пешковский, Панов, Роман Якобсон, Матезиус, культурологи Жирар Ренет («Стиль и значение») и Ролан Барт.

Изучение стилистики имеет теоретические и практические цели. Скребнев: «Владение стилистической системой языка есть высшая форма языковой компетентности».

Стилистика ресурсов: представление о языке как о хранилище (концептуальная метафора). Сверху – тот слой, которым мы пользуемся, а внизу – ресурсы, которые надо извлекать.

В рамках стилистики языка разрабатывалось понятие о стилях как принадлежащих языку (не языковой деятельности). Логика (В.В.Виноградов): стиль – общественно осознанная, функционально обусловленная, определяемая видом деятельности, внутренне объединенная совокупность приемов употребления, отбора и сочетания средств речевого общения в сфере того или иного общенационального языка.

Стилистика речи. Речь в противопоставлении языку (как индивидуальное говорение). Со 2-й половины 50-х годов у нас все большую значимость приобретает стилистика текста (формируется в 60-е годы), постепенно вытесняя стилистику речи.

Проблемы стилистики текста:

1. связь между коммуникативным аспектом языковой деятельности (пишем текст. У него есть автор, у него есть интенции, цель, намерения. Есть и получатель. Может быть непосредственное общение, а может быть общение через текст, и текст в себя вбирает признаки коммуникативной ситуации. Так появляется функциональная лингвистика, где понятие стиля определенным образом расширяется, вводится понятие не только языковой, но и речевой системы) и собственно лингвистическим. Функциональная стилистика.

2. то, что связано с выделением единиц важного стилистического аппарата. Здесь были сделаны важные разработки. Например, выделение композиционных форм (повествование, рассуждение, описание, мы можем выделить их определенные лингвистические признаки. (Описание предполагает сосуществование примет и признаков в одном пространстве; рассуждение: ряд суждений, относящихся к одному предмету или суждению).

Стилистика дискурса. Мишель Фуко: дискурс есть все написанное и произнесенное. Представьте все пространство текста, независимо от времени, места. Какую роль здесь играет стилевое разграничение? Почему нужно, чтобы наша повседневная речь имела свои черты, научная речь – свои и т.д.? С точки зрения стилистики дискурса мы смотрим, какую роль играет стилистическая дифференциация для функционирования дискурса? Дискурс – это хранилище знаний. Знания сами по себе отличаются содержательно, но не имеют собственных отличительных признаков. Стилистическое разделение дискурса позволяет нам, носителям языка, различать разные типы знания и соответственно пользоваться ими в своих целях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: