Картинный план.
Виды плана.
СИНТЕЗА
НА ЭТАПЕ ВТОРИЧНОГО
Цели:
- раскрыть значимость и содержание работы на этом этапе;
- познакомить с видами работы на этом этапе;
- показать разнообразие планов и пересказов текста;
- познакомить с методикой деления произведения на части и видами пересказа.
Работы синтетического характера на этапе вторичного синтеза могут иметь разные виды:
· деление произведения на части;
· составление плана к произведению;
· пересказ прочитанного;
· словесное рисование;
· музыкальное иллюстрирование текста и др.
Рассмотрим наиболее сложные из них.
Составление плана произведения.
План произведения отражает последовательность эпизодов или намечает порядок изложения. Он способствует более сознательному и глубокому пониманию содержания текста, помогает учащимся выделить главную мысль, понять взаимосвязь между отдельными частями текста. Работа над планом развивает речь и мышление учащихся; учит делить текст на законченные в смысловом отношении части, находить основное в каждой части, кратко и четко формулировать главную мысль в виде заголовка или пункта простого плана.
Работа над планом состоит из двух этапов:
1. Деление произведения на части, относительно законченные по содержанию
2. Озаглавливание частей.
Деление на части – достаточно трудный этап для учащихся, т.к. эта работа совмещается с выделением основной мысли отрывка. Часто деление текста на абзацы помогает читателю найти границы частей. Иногда учитель указывает, на сколько частей можно разделить произведения. Иногда учитель показывает центральную часть, а дети определяют, о чем говорится до и после этого эпизода. Можно поступить иначе: сказать главную мысль отрывка и дать задание найти доказательства в тексте.
1. Это может быть иллюстрация в книге. Давая задание найти в тексте ту часть, к которой она относится, учитель может попросить определить часть, предшествующую названной, и последующую. Таким образом, произведение может быть разделено на части.
2. Может быть предложено несколько иллюстраций к произведению, которые даны вразнобой, детям предлагается восстановить последовательность, расположив иллюстрации в нужном порядке.
В младших классах полезны заголовки плана в форме вопросов, так как вопрос побуждает к ответу.
Уже в первом классе возможно составление плана на основе выявления последовательности событий. При этом полезна постановка вопросов к каждой части.
В 1-2 классах при составлении плана большая роль отводится учителю, но работа проводится коллективно.
В 3 классе учащиеся уже способны понять причины поступков героев, хотя и не всегда полностью раскрывают мотивы их поведения. Работа над планом в таких произведениях направлена на выявление причин.
В 4 классе составление плана отличается большей самостоятельностью учащихся, может быть дано задание на дом составить план произведения.
При составлении плана могут быть использованы такие обучающие упражнения:
- объединить несколько пунктов плана под общим названием;
- выделить одну крупную часть произведения и разделить на более мелкие;
- найти предложения в тексте к предложенным иллюстрациям, эти предложения могут быть названиями пунктов плана и т.д.
Составленный план служит учащимся опорой при пересказе произведения. Работа над планом, в зависимости от цели урока, может быть на уроке, а может быть домашним заданием.
Надо помнить: не каждое произведение годится для составления плана:
1) длинные, крупнообъемные произведения;
2) произведения со сложной композицией;
3) эмоциональные рассказы;
4) лирические стихотворения.