Лекция 20

Социальная работа в пенитенциарной системе:

  1. Россия занимает 1 место по числу заключенных на душу населения.
  2. Пенитенциарная система не решает главной задачи - перевоспитание осужденных.
  3. Наблюдается дальнейший рост преступности, характеризующийся новыми качественными тенденциями, появилась категория заранее подготовленных преступлений, отличающихся особой жесткостью:

- увеличилось количество преступлений группы риска;

- увеличилось количество немотивированных преступлений;

- изменения в половом и возрастном составе;

Социальная работа в пенитенциарной системе основывается на следующих международных документах:

1. На основе “Минимальных стандартных правил ООН обращения с заключенными”. (55г.)

2. Свод принципов защиты всех лиц подвергаемых задержанию или заключению в какой бы ни было форме (88г.)

3. Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы. (90г.)

4. Европейские тюремные правила. (87г.)

В настоящее время эта система включает в себя:

1. Исправительные и воспитательные колонии.

2. Тюрьмы.

3. Лечебно – исправительные учреждения.

4. Следственные изоляторы.

Принципы работы:

  1. Возмездие 2.Возмещения 3.Устрашения 4. Превентивные меры, ограничение свободы при опасности рецидива.

Раньше вся система базировалась на карательно - репрессивных методах, сейчас отношения строятся на гуманистической основе.

Социальный работник должен учитывать специфику пенитенциарной системы.

Все учреждения делятся на:

- обычные; облегченные; строгие.

1. В этих учреждениях осуществляется тотальный контроль.

2. Тюремное сообщество представляет собой архаичное общество, поделенное на касты, живущие по своим законам и понятиям.

Воры в законе; Мужики или фраера; Опущенные

Проблемы в данной системе:

1. Переполненность

2. Низкий уровень материальной обеспеченности

3. Высокий процент заболеваемости: туберкулез, чесотка, ВИЧ, СПИД

4. Групповая изоляция

5. Изменение восприятия пространственной структуры

6. Одиночество

7. Постоянная угроза жизни и здоровья

8. Десинхронизация ритма сна и бодрствования

9. Невозможность занять заключенных трудом

10. Монотонность

Психические состояния:

1. Ожидание, сопровождается нетерпением

2. Тревога

Виды психологической защиты:

  1. Бегство в сообщество тюрьмы
  2. Бегство в сообществе заключенных
  3. Бегство во внешний мир
  4. Бегство в болезнь
  5. Бегство к своему уголовному делу
  6. Стремление к искуплению своей вины
  7. Постоянное нарушение режима

В основу воздействия на осужденных положена философия перевоспитания. Неэффективность обусловлена:

- тотальным воздействием на заключенных без учета их индивидуальных особенностей;

- система не предусматривает активности самих заключенных;

- перевоспитание возможно при комфортном поведении.

Функции социального работника:

1. Поддержка и укрепление социальных связей с семьей

2. Поддержка и укрепление социальных связей с общественными организациями

3. Защита гражданских интересов заключенных

4. Защита прав осужденных

Реализация этих функций возможна при наличии следующих профессиональных ресурсов социального работника:

1. Знание проблем и источников помощи

2. Владение технологиями (умение оценить ситуацию, прогнозировать ее и предвидеть развитие, предупреждать и разрешать конфликт).

3. Умение осуществлять индивидуальный подход

4. Умение устанавливать обратные связи

5. Привлекать соответствующих специалистов

6. Устанавливать связи с общественными организациями

7. Умение усиливать мотивацию

Перевоспитание осуществляется через:

1. Приобщение их к литературе, художественным ценностям, и т.д.

2. Через ознакомление с положительным опытом других людей.

3. Посредством предоставления возможности получить образование и специальность.

4. Через приобщение к активной общественной деятельности, но при этом не должно происходить истощение физических и психических сил.

Технологии:

  1. Значительное место занимает диагностика. Пути:

- изучение биографии;

- оценка социальной адаптации в целом;

- оценка криминальной зараженности (оценить криминальный опыт, роль в неофициальной иерархии до поступления в исправительное учреждение, роль в системе криминальных отношений, причины включения в криминогенную ситуацию сообщества и т.д.).

На основе вышеизложенного составляется карта социально – психологической диагностики.

Методы: - беседа, анкетирование и т.д.

  1. Организационные технологии:

Цель: преодоление одиночества, отчуждения, с целью налаживания группового взаимодействия, т.е формирование коллектива.

Решается задача соблюдения порядка, которые дают определенные льготы.

3.Информирование и консультирование.

Предполагается сохранить темп предоставления информации, чтобы предупредить сенсорную депривацию.

Консультирование: - о правах; об особенностях тюремного сообщества, о внешнем мире

4.Коррекция – происходит по средствам ориентации заключенного но внешний мир. Большую роль играют тренинги и ролевые игры. Направление в деятельности социального работника: расширение социальных связей: установить связь с семьей, органом защиты, центром занятости и т.д.

Принципы социальной работы в данной системе:

1. Адекватного реагирования, т.е подход адекватен тяжести поступка при наказании и значимости “+” поступка при поощрении.

2. Расширенного стимулирования.

3. Единого коллектива, объединение заключенных для решения общественных задач.

5. Реабилитации – предполагает:

1. оказание помощи в осознание необходимости изменения поведения.

2. оказание помощи в рассмотрении альтернатив и поиска правильного выбора решения после освобождения.

3. содействие в защите прав заключенного.

Обязанности социального работника:

1. Контроль за медицинским обеспеченьем.

2. Совместная с руководством учреждения организация трудовой занятости, посредством поиска заказчиков, участие в получении профессиональных навыков, участие в определение общественных работ, соблюдении трудового законодательства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: