Лекция 21

Социальная работа в вооруженных силах:

Военнослужащие – это лица, проходящие военную службу. Основным законом является Ф.З “О воинской обязанности и военной службе”.

Особенности:

1. Предъявляются повышенные требования (здоровья, образования, и т.д.)

2. Обязательное принятие воинской присяги, после которой военнослужащий приобретает весь объем служебных прав и обязанностей.

3. Обязательный характер.

4. Более строгие меры воздействия за нарушение или уклонение от воинской обязанности.

5. Связана с риском и ответственностью за других людей, поэтому требуется бесприкословное подчинение.

6. Характерно наличие воинских званий.

Перечисленные особенности предопределяют статус военнослужащего, в основе которого лежит совокупность прав, свобод и обязанностей установленных законом.

Права и обязанности подразделяются на: общие; должностные; служебные.

Общие -носят личный характер, но реализуются они в соответствии с воинским званиям и служебным положением.

Должностные – носят целевое назначение, т.е ипользуются исключительно в интересах службы.

Служебные - возникают в связи с возложением на военнослужащих тех заданий, которые соответствуют его служебным функциям.

Общие обязанности:

Защита государственного суверенитета и территориальной целостности, обеспечение безопасности государства; отражение вооруженного нападения; выполнение задач в соответствии с международными договорами. (ст. 27 ФЗ “ О статусе военнослужащих”).

Должностные обязанности:

Касаются в основном командиров, которые являются единоначальниками и отвечают за соблюдение устава и т.д. Служебные обязанности особенно касаются военнослужащих на дежурстве, а также привлеченных для ликвидаций стихийных бедствий.

В случае невыполнения должностных обязанностей военнослужащие могут привлекаться к:

Административной, уголовной, гражданской, правовой ответственности.

Проблемы военнослужащих и членов их семей:

1. В связи с высоким уровнем заболеваний, в армию попадают лица с соматическими и психическими заболеваниями.

2. Высок % лиц с девиантным поведением.

3. В процессе несения воинской службы приобретаются многие заболевания.

4. Воинские обязанности выполняются в условиях психических и физических нагрузок, монотонности, сенсорной депривации, что приводит к истощению адаптационных механизмов.

5. На психику влияет замкнутое пространство; постоянный контакт с одновозрастным обществом; постоянное наблюдение и т.д. В этом кроется реальная возможность неадекватного реагирования на любую ситуацию.

6. Существуют проблемы в материально - техническом обеспечении.

7. Одной из самых острых проблем является наличие 3-х статусных систем:

- официальная, уставная, когда все взаимоотношения по уставу.

- дедовская (приоритет старослужащих насаждаемых или самими).

- земляческая (вся власть принадлежит в зависимости от преобладания территории или национальной группировки).

Причины дедовщины:

  1. Отсутствие возможностей для самоутверждения, посредством социально одобряемых форм поведения.
  2. Неспособность командира заинтересовать военнослужаших службой.
  3. Низкая психолого - педагогическая культура.
  4. Двойные стандарты требований.
  5. Неумение сформировать воинский коллектив с гуманными отношениями.

Дедовщина характеризуется:

1.Эксплуатоторскими отношениями.

2.Искаженными способами самоутверждения.

3.Двойственностью, т.е отношения эксплуатации и насилия, как средства ее поддержания.

8.Проблема адаптации воинской службы:

Причины: служебные факторы; переживания, связанные с “домом; личностные факторы

9.Проблема суицида

10.Проблема дезертирств.

11.Проблемы семей военнослужащих, на которые влияют переезды, частые периоды раздельного проживания и т.д.

12.Характерны проблемы с жильем, работой жены, учебой детей.

13.Проживание в изолированных военных городках сопровождается синдромом социальной депривации.

14.Особо выделяют проблемы, увольняющихся в запас, которые переживают состояние дезадаптации, переноса в новую обстановку из – за расширения свободы, сферой активности, из-за непредсказуемости личных отношений….. (Участники вооруженных конфликтов)

Военно - социальная работа(ВСР)

В данном разделе рассматриваются проблемы правовых, экономических, воспитательных и других мероприятий, целью которых является создание условий, способствующих формированию моральных качеств и выполнение задач.

ВСР регулируется законодательством.

Цель: гармонизация человека и военной среды.

Решает 3 задачи:

  1. Организация и осуществление воздействия на человека, с целью его социализации и адаптации. Предполагает подготовку военно – социальных кадров.
  2. Совершенствование самой военной среды.
  3. Оптимизация взаимодействия человека и военной среды.

ВСР осуществляется по направлениям:

1. Правозащитное (использование всей нормативно – правовой базы).

2. Организация взаимодействие с различными общественными организациями.

3. Социально – медицинская, профилактика заболеваний и создание условий для выздоровления.

4. Социально – педагогическое информирование военнослужащих, выявление и реализация интересов потребностей.

5. Социально – бытовые.

6. Коммуникативное - установление контактов между военнослужащими, организациями, где устанавливается обмен информацией, поддержание связи с родными.

Наиболее применяемые технологии, используемые при работе с ВСР

- диагностика, прогнозирование, профилактика, консультирование, посредничество, терапия, коррекция, реабилитация.

Методы: - индивидуальные, групповые

Принципы ВСР:

  1. Личностно – социального деятельностного подхода.

В центре - человек, учет его интересов и потребностей, учет специфики воинского коллектива и работа через коллектив.

2. Педагогизации (Должна осуществляться профилактика, обучение командиров навыкам работы с людьми, коррекция усилий с педагогической точки зрения)

3. Социо – культурной направленности (Формирование модели социо – культурного поведения военнослужащих).

Функции и сферы ВСР:

  1. Диагностико – прогностическая, т.е изучение личности; изучение отношений и т.д.
  2. Адаптационная, помощь в адаптации к условиям.
  3. Реабилитационная, касается дезадаптированных.
  4. Анимационная, организация досуга.
  5. Превентивная.
  6. Социального просвещенная, создание общих организаций.

Помощь в адаптации:

Призыв в армию это мощный стресс, который изменяет поведение, стереотипы, привычки, стили межличностные отношения и т.д.

Объективные причины дезадаптации:

- трудности военной службы, разлука с домом, конфликты с сослуживцами, неуважительные отношения, унижение достоинства, указание на повышенных тонах с подчеркнутым превосходством, плохая организация службы.

Субъективные причины:

- низкий общеобразовательный уровень, национальное значение, наличие малообеспеченных или больных людей, слабое здоровье, воспитание в неблагополучных семьях, моральная распущенность.

Варианты адаптации: полная, с высоким уровням активности, до дезадаптации. Она может быть добровольной и вынужденной. Помощь в адаптации начинается с диагностики, посредством (беседы, тестов и т.д.) или через опосредованное воздействие. Наблюдение может быть индивидуальным и групповым. Широко используется опрос.

Цель: сформировать адекватную модель поведения.

Методы: -убеждение, внушение, стимулирование, поощрение, принуждение, личного приема, коррекции, переучивание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow