Гражданство и режим иностранцев

Конституция и Закон о гражданстве 1955 г. предусматривают единое индийское гражданство, призванное укрепить территориальную целостность страны.

В отношении приобретения гражданства закон сочетает элементы «права почвы» и «права крови». Гражданами по рождению считаются лица родившиеся в Индии 26.01.1950г. и позднее.

Гражданин по происхождению – это лицо, рожденное 26.01.1950 г. и позднее за границей от отца – индийского гражданина по рождению. Если же отец – гражданин по происхождению, то лицо не станет индийским гражданином, если не зарегистрировано в индийском консульстве в течение года после рождения.

Приобрести гражданство можно в порядке регистрации и натурализации.

Для натурализации предусмотрен ряд условий, например, кандидат должен иметь хорошую репутацию, проживать в Индии или находиться на службе ее Правительства на протяжении 12 месяцев перед подачей заявления. Причем, в течение 7 лет предшествующих данному сроку, проживать в Индии или находиться на службе ее Правительства не менее 4-х лет.

Государство может лишить гражданства лицо. В частности, если гражданин в течение 5 лет после регистрации или натурализации был в какой-либо стране осужден к тюремному заключению на срок не менее 2-х лет, либо если в течение 7 лет непрерывно проживал за пределами Индии, не учился там, не служил индийскому правительству и не заявлял ежегодно в индийское консульство о желании сохранить индийское гражданство. Закон о гражданстве предусматривает и ряд др. оснований для лишения гражданства. Конституция предусматривает ограничения дееспособности иностранцев, которые, в частности не могут быть избраны членами Парламента ни Союза, ни его субъектов.

В то же время подданные Великобритании и других стран Содружества пользуются в Индии статусом гражданина Содружества. Правительство Индии может на основе взаимности наделять их всеми или некоторыми правами индийских граждан.

Обязанности граждан Индии установлены в ч. IV-а Конституции, внесенной в нее 42-й поправкой.

Если некоторые из обязанностей конкретны и за их невыполнение следует применение установленных законом санкций (обязанность соблюдать Конституцию, воинская обязанность), то абсолютное большинство обязанностей носит характер абстрактных общегуманистических и морально-этических положений, например, ценить благородные идеалы, вдохновлявшие национально-освободительную борьбу и следовать им. В результате большинство статей ч. IV-а практически бездействуют.

Конституционные гарантии прав и свобод предусмотрены ст.32 Конституции, которая предоставляет право обращаться с этой целью в Верховный суд. Кроме того, Парламент вправе уполномочить любой суд осуществлять такую юрисдикцию на подведомственной территории.

В качестве институциональных гарантий рассматривается деятельность:

·национальной комиссии по делам зарегистрированных каст и племен;

·комиссии по проверке управления территориями, на которых проживают зарегистрированные племена.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: