Конституция и Закон о гражданстве 1955 г. предусматривают единое индийское гражданство, призванное укрепить территориальную целостность страны.
В отношении приобретения гражданства закон сочетает элементы «права почвы» и «права крови». Гражданами по рождению считаются лица родившиеся в Индии 26.01.1950г. и позднее.
Гражданин по происхождению – это лицо, рожденное 26.01.1950 г. и позднее за границей от отца – индийского гражданина по рождению. Если же отец – гражданин по происхождению, то лицо не станет индийским гражданином, если не зарегистрировано в индийском консульстве в течение года после рождения.
Приобрести гражданство можно в порядке регистрации и натурализации.
Для натурализации предусмотрен ряд условий, например, кандидат должен иметь хорошую репутацию, проживать в Индии или находиться на службе ее Правительства на протяжении 12 месяцев перед подачей заявления. Причем, в течение 7 лет предшествующих данному сроку, проживать в Индии или находиться на службе ее Правительства не менее 4-х лет.
|
|
Государство может лишить гражданства лицо. В частности, если гражданин в течение 5 лет после регистрации или натурализации был в какой-либо стране осужден к тюремному заключению на срок не менее 2-х лет, либо если в течение 7 лет непрерывно проживал за пределами Индии, не учился там, не служил индийскому правительству и не заявлял ежегодно в индийское консульство о желании сохранить индийское гражданство. Закон о гражданстве предусматривает и ряд др. оснований для лишения гражданства. Конституция предусматривает ограничения дееспособности иностранцев, которые, в частности не могут быть избраны членами Парламента ни Союза, ни его субъектов.
В то же время подданные Великобритании и других стран Содружества пользуются в Индии статусом гражданина Содружества. Правительство Индии может на основе взаимности наделять их всеми или некоторыми правами индийских граждан.
Обязанности граждан Индии установлены в ч. IV-а Конституции, внесенной в нее 42-й поправкой.
Если некоторые из обязанностей конкретны и за их невыполнение следует применение установленных законом санкций (обязанность соблюдать Конституцию, воинская обязанность), то абсолютное большинство обязанностей носит характер абстрактных общегуманистических и морально-этических положений, например, ценить благородные идеалы, вдохновлявшие национально-освободительную борьбу и следовать им. В результате большинство статей ч. IV-а практически бездействуют.
Конституционные гарантии прав и свобод предусмотрены ст.32 Конституции, которая предоставляет право обращаться с этой целью в Верховный суд. Кроме того, Парламент вправе уполномочить любой суд осуществлять такую юрисдикцию на подведомственной территории.
В качестве институциональных гарантий рассматривается деятельность:
·национальной комиссии по делам зарегистрированных каст и племен;
·комиссии по проверке управления территориями, на которых проживают зарегистрированные племена.