Франция. В англииэти работы были начаты ф

Англия

В Англии эти работы были начаты Ф. Гальтоном (1822— 1911), биологом, антропологом, выдающимся последователем Дарвина. В своей главной книге «Наследственность, таланта» (1869) Гальтон выдвинул и впервые в. науке статистическим методом пытался обосновать идею наследственности таланта, «Теория наследственности таланта, — писал он, — находила себе защитников и между прежними писателями, и между новейшими. Но я объявляю притязания на то, что я первый пытался разработать этот предмет статистически пришел к таким результатам, которые могут быть выражены цифрами, и применил к научению наследственности законы уклонения от средних величин». Отрицая природное равенство людей а отношении умственных способностей, Гальтон утверждал, что способности наследуются также, как физические признаки. Показателем талантливости является высокая репутация в общественной и профессиональной жизни.

Аргументом, который доказывал наследственный характер таланта, служили случаи, когда знаменитые личности имели выдающихся родственников.

Подходя к человеку с откровенных биологизаторских позиций, используя результаты, полученные с помощью применения статистического подхода, Гальтон объяснил, распределение одаренности природными факторами

Он выделял наследственно обусловленные качества ума:

*энергия тела и духа,

*упорная выдержка и постоянство,
*врожденное влечение к науке,

*здоровье,

*независимость суждений.

Недостаток: Игнорирование социальной сущности человека и законов его развития, биологизация социальных проблем привели к антинаучным выводам и реакционным рекомендациям (например, слабые нации должны уступить дорогу более благородным вариантам человечества и т.п.).

С целью изучения влияния воспитания и среды, он предпринял исследование однояйцовых и разнояйцовых близнецов путем сбора анкет. Этим был введен новый метод научного исследования — близнецовый метод. Был сделан общий вывод о существовании огромного внутрипарного сходства близнецов одного пола, видимо, однояйцовых близнецов. У разнояйцовых близнецов наблюдались различия внутри пары, но это не поколебало общего вывода о решающей роли наследственности.

От изучения таланта Ф. Гальтон перешел к измерению психических функций каждого человека с целью оценки его ума.

Он ввел задачи (тесты) на измерение:

*остроты ощущений (зрительных, слуховых, обонятельных и др.),

*времени реакции, изобретая необходимые для этого приборы (свисток Гальтона для определения верхнего порога слуха, линейка Гальтона для определения глазомера и др.).

Гальтон пытался исследовать индивидуальные различия в области характера. Он высказывал идеи о связи психики и внешности человека, используя для этой цели методику составных портретов. Эти попытки не увенчались успехом.

Из всех многочисленных идей Гальтона особенно продуктивное продолжение получила идея тестирования психических функций.

В таком понимании и стала развиваться тестология. Суть: Ее важным направлением были статистические исследования, построенные на выявлении взаимосвязей показателей, полученных с помощью широкого диапазона тестов.

Ч. Спирмен (1863—1945) разработал метод анализа корреляцийфакторный анализ. Он экспериментально установил, что один и тот же испытуемый в различных интеллектуальных тестах дает одинаковые результаты, т.е. оценки по этим тестам при решении самых различных задач коррелируют. Эти отношения Спирмен объяснил зависимостью от обшей причины — фактора G (general Ability). Наряду с этим общим фактором были выделены специфические факторы, соответствующие специальным формам деятельности (Si...). Последователи факторного анализа совершенствовали его процедуру.

Возникли мультифакторные теории (Л. Терстоун. Дж. Гилфорд — США, С. Берг — Англия): в них в структуре интеллекта выделяется ряд факторов, имеющих разный вес в разных тестах. Число таких факторов, выделяемых разными авторами, различно.

Создание экспериментальной психологии во Франции связано с именем А. Бинэ (1857—1911). Его вклад:

*В экспериментальных исследованиях по изучению мышления, он пришел к тем же выводам, что и Вюрцбургская школа.

*Он изучал также людей с выдающимися способностями — крупных счетчиков, шахматистов.

*Исследовал также воображение, память и интеллект у детей. В 1896 г.

*А. Бинэ опубликовал серию тестов для испытания личности.

*Его исследования патологии воплотились в работу «Изменения личности».

Настоящую известность ему принесла «метрическая школа интеллектуального развития», разработанная А. Бинэ совместно с врачом Т. Симоном по заказу французского министерства просвещения с целью отбора умственно отсталых детей из нормальной школы и подбора однородных классов не по знаниям^ а по способностям. Первый вариант школы появился в 1905 г., а перерабатывалась она до самой смерти А. Бинэ.

Суть: С ее помощью были изучены дети от 3 до 12 лет. Тесты исследовали то, что называют термином «умственная одаренность», ум в противоположность глупости: теоретическую основу этих требований составляла концепция биологически детермини­рованного развития в онтогенезе, которое совершается независимо от обучения.Обучение должно идти за развитием, подчиняться ему. Под интеллектом понималось умение решать задачи, доступные соответствующему возрасту. Тесты составлялись эмпирически: на основании проб включались задачи, которые решались 79% детей изучаемого возраста. Они были разнообразными: испытывались память, внушаемость, моторные способности, практи­ческие навыки,, умственные функции — сравнение, различение, определение, понимание картин; были немые и словесные тесты. Некоторые повторялись для разных возрастов, но изменялась степень требований к ответу. Были разработаны требования к технике проведения эксперимента, к поведению экспериментатора и фиксированию результатов.

Были получены следующие величины: умственный возраст — величина, получающаяся в результате тестовых испытаний, складывалась из числа лет в соответствии с решенными задачами (например, если ребенок 5 лет решил все задачи своего возраста и 2 задачи из следующего, то его умственный возраст равен 5 и 2/5 года — всего для каждого возраста дается 5 задач); уровень, умственного развития — выражается в умственной отсталости (разница между умственным и хронологическим возрастам выражается в отрицательных числах) или умственном превосходстве (выражается а положительных числах).

В 1912 г. В. Штерн ввел понятие коэффициента умственной одаренности (menialquotient) как отношение умственного возраста к хронологическому.

Позднее Л. Термен назвал это отношение коэффициентом интеллектуальности (intelligence quotient — IQ). Впервые он был использован в варианте этой шкалы, разрабо­танной Л. Терменом (США) в 1916 г. и получившей название шкалы Стэнфорд — Бинэ.

В Россииее усовершенствовала Л.М. Шуберт. Усовершенствования шкалы имели как частный, так и более принципиальный характер. Так, наблюдались трудности с интерпретацией полученных результатов: поскольку степень владения речью существенно сказывается на решении тестовых задач, было уменьшено число словесных тестов.

Кроме педагогики, другой областью прикладных исследований во французской психологии в XIX в была медицина, особенно психиатрия и неврология.

В Париже действовал крупнейший невропатолог, один из основоположников изучения неврозов и гипнотизма Ж. Шарко (1825—1895). Его психиатрическая клиника в Сальпетриере превратилась в мировую школу. Здесь учились 3, Фрейд, П. Жанэ, А. Бинэ.

Его вклад:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: