Тема 17 Психолого-педагогическая работа с семьей

1.Определение проблемной сферы детско-родительских отношений

2. Основные направления и формы психолого-педагогической работы с семьей

3. Содержание консультативной работы в зависимости от типа проблем детско-родительских отношений

1 вопрос

Основные группы типичных проблем, связанных с воспитанием и развитием ребенка в семье:

Ø проблемы родителей, связанные с воспитанием детей;

Ø проблемы, обусловленные трудностями в психическом развитии и обучении детей;

Ø проблемы развития способностей ребенка, его жизненного и профессионального самоопределения;

Ø личностные проблемы детей и подростков;

Ø проблемы межличностного взаимодействия в семье и ближайшем окружении.

Все эти проблемы тесно связаны с возрастными особенностями ребенка и, следовательно, имеют свою специфику, определяемую возрастом ребенка.

Критериями определения объекта социально-педагогической работы по проблемам детско-родительских отношений могут выступать источник семейного неблагополучия и степень генерализованности проблемы:

Источником семейного неблагополучия может быть:

Ø обратившийся в консультацию родитель;

Ø в целом внутрисемейные отношения между любыми членами семьи;

Ø ребенок, по поводу которого состоялось обращение в консультацию.

По степени генерализированности проблем, по поводу которых происходит обращение в консультацию, выделяются следующие их типы:

Ø проблемы ребенка, существующие внутри семьи.

Ø проблемы ребенка, существующие вне семьи;

Ø проблемы ребенка, существующие как внутри семьи, так и вне семьи.

В зависимости от проявления данных критериев выделяются объекты работы с семьей: личные проблемы обратившегося родителя; родительское отношение к ребенку; объекты работы детско-родительские, возможно супружеские отношения; проблемы ребенка, его окружение.

Последовательность действий педагога-психолога при изучении проблем детско-родительских отношений

1. Определение и выделение актуальной проблемы детско-родительских отношений;

2. Определение объекта помощи и предмета воздействия;

3. Выбор при необходимости других специалистов, к которым целесообразно направить родителей;

4. Выбор способа работы с семьей: индивидуальная работа с родителем; с супружеской парой; с ребенком и родителем; организация групповой работы с детьми; с группой родителей.

Методы диагностики детско-родительских отношений:

Методики исследования детско-родительских отношений в работе с родителем: тест PARI (Р. Шеффер, Р.К. Белл), тест-опросник АСВ (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис), тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин) и т.д.

Методики исследования детско-родительских отношений в работе с детьми: проективный тест «КРС», проективная методик Film- test (Р. Жиль); «Диагностика эмоциональных отношений в семье» (А.Г. Лидерс, И.В. Анисимова).

2 вопрос

Наиболее часто за помощью к специалистам, работающим с семьей, обращаются по поводу детей. Работа с ребенком мо­жет вестись и по показаниям, и по запросу.

Показания к психолого-педагогической работе связаны с наличием у ребенка проблемы или проблем, которые прояв­ляются в нарушенном поведении или развитии ребенка. Запросыпо поводу детей чаще всего исходят от родителей или учителей. Дети начинают выступать в качестве заказчи­ков обычно лишь с подросткового возраста.

Работа и по показаниям, и по запросу начинается с диагнос­тики. Собственно диагностическую работу запрашивают значительно реже, чем коррекционную или профилактическую. Запрос относительно детей чаще всего формулируется именно в коррекционном или профилактическомключе. Однако прежде чем будут предприняты ка­кие-то конкретные действия, направленные на ребенка, необходимо провести диагностические исследования. При этом может оказаться, что коррекционная или профилактическая работа не нужна или должна быть направлена не на ребенка.

В диагностическом направленииработы с ребенком ус­ловно можно выделить некоторые наиболее часто встреча­ющиеся задачи.

1. Контроль развития ребенка.

2. Выявление проблемных зон нормального развития ре­бенка.

3. Выявление патологического развития ребенка.

4. Выявление проблем, связанных с аномальным развити­ем ребенка.

Профилактическаяработа с ребенком чаще всего проводит­ся по показаниям - на основании данных, полученных из ди­агностики. Задача профилактики - предотвращение болезненных состояний. Возникшие или могущие возникнуть трудности в развитии, обучении, воспитании с помощью психолого-педаго­гических воздействий должны быть минимизированы, чтобы они не достигли критического уровня. Можно говорить о том, что пла­новая диагностическая работа ведется именно с целью правиль­ного построения профилактической работы.

Коррекционные психологические воздействияна детей (психологическая помощь детям) осуществляются как по запросу, так и по показаниям или результатам диагностики.

Запрос может исходить от самого ребенка (обычно не ранее подросткового возраста) или от взрослых (родители, специа­листы).

В настоящее время в качестве двух основных показаний для психологической помощи детям называют возникновение кризисной жизненной ситуации (распад семьи, госпитализация, неуспеваемость в школе и др.) или грубое расстройство поведе­ния (страхи, агрессивность, воровство, лживость и др.).

Таким образом, работа с детьми в рамках оказания психоло­го-педагогической помощи семье может вестись по всем пере­численным направлениям (диагностика, просветительство, профилактика, коррекция).Безусловно, методы воздействия выбираются с учетом возрастных особенностей ребенка, поэто­му в различных детских возрастах удельный вес указанных направлений будет различным.

Групповые формы работы социального педагога семьей по проблемам детско-родительских отношений:

Родительское собрание: этот вид работы широко распространен в школах или дошкольных об­разовательных учреждениях.

Эффективность родительских собраний напрямую зависит от уровня подготовки специалистов к их организации и от правиль­ной оценки места и роли предлагаемой темы в целостной струк­туре психолого-педагогической работы.

Общие собрания для родителей целесообразно проводить 2-3 раза в год, периодически – в возрастных параллелях. Каждое родительское собрание необходимо завершать конк­ретными рекомендациями, которые понятны людям с разным уровнем родительской мотивации и реально ими выполнимы.

На родительских собраниях целесообразно демонстрировать фрагменты видеозаписи проводившихся с детьми занятий, со­провождая их комментариями специалистов, приводить конкрет­ные примеры из жизни детей группы или класса. Участие в собра­ил врачей, учителей-дефектологов, социальных работников, ученых и практиков повышает их значимость для родителей, а систематичность проведения вырабатывает привычку их посещать. Время и место проведения собрания должно быть четко оговорено, а тематика, согласованная со всеми специалистами учреждения, представле­на на стенде, посвященном работе с родителями.

Семинары-практикумы: посвящаются какой-то конкретной проблеме, актуальной для родителей.

Тематические консультации: обычно затрагивают вопросы коррекционных технологий, которые могут быть использованы роди­телями в домашней обстановке.

«Школа молодого родителя»: сочетает в себе все вышеназванные аспекты и в целом направлена на повышение родительской ком­петентности и социально-педагогической грамотности тех, чьи дети посещают дошкольное или специализированное дошколь­ное учреждение, школу или реабилитационный центр.

3 вопрос

Раннее и дошкольное детство

Тип проблемы Сущность проблемы Содержание консультативной работы
Проблемы родителей, связанные с воспитанием детей Супруги не могут договориться между собой о том, как обучать и воспитывать ребенка. 1. В этом конкретном случае не существует универсальных рекомендаций. План консультирования: 1. необходимо выяснить, в чем состоят разногласия между родителями в вопросах воспитания и обучения детей. 2. Каждому родителю необходимо предоставить возможность объяснить свою точку зрения по обсуждаемым вопросам. 3. Каждому из них необходимо указать на сильные и слабые стороны их позиции. 4. Желательно провести личную встречу обоих супругов для согласования их позиций по обучению и воспитанию детей. Роль консультанта на данной встрече – компетентный, компромиссно настроенный арбитр, целенаправленно ведущий обе стороны к согласию друг с другом. Консультанту необходимо порекомендовать клиентам список хорошей научной и научно-популярной литературы для самообразования в области обучения и воспитания.
Проблемы, обусловленные трудностями в психическом развитии и обучении детей 1. Cупруги сталкиваются с трудностями установления нормальных отношений с ребенком в связи с его чрезмерной активностью или аптичностью, безразличием ко всему. 2.Ребенок, которому исполнилось 7 лет не хочет идти в школу, и родителей это очень беспокоит 1. Непослушание ребенка связано с возрастным кризисом и представляет форму протеста против неадекватного обращения взрослых.Все это консультант должен довести до сознания родителей, одновременно посоветовав психологическую литературу, содержащую рекомендации о том. как вести себя с ребенком в период кризиса 2-3 лет. Проявление пассивности у детей этого возраста не является нормой. Однако следует отличать аномальную пассивность и природную медлительность ребенка, обусловленную особенностями темперамента. Приступая к решению данной проблему, вначале следует изучить темперамент ребенка и особенности родительского воспитания. Затем только делать выводы о путях решения проблемы. 2. Консультанту необходимо начать с выяснения причин, почему ребенок не хочет идти в школу. Опрос может быть поведен по следующей схеме: 1. Хочешь ли ты пойти учиться в школе? 2. Зачем нужно ходить в школу? 3. Что в школе может быть плохое? Почему некоторые люди не хотят учиться в школе? 4. Чем обычно занимаются в школе? 5. Что такое школьные уроки? Чему можно научиться в школе? 6. Станет тебе лучше или хуже, если ты пойдешь в школу? Почему? 7. При каких условиях ты согласен пойти в школу? Работа по повышению мотивационной готовности к обучению в школе может сводиться к тому, чтобы различными способами вызвать у ребенка повышенный интерес к обучению.
Проблемы межличностного взаимодействия в семье и ближайшем окружении Супруги, у которых уже есть два или более ребенка (не старше подросткового возраста), жалую тся на то, что между их детьми почему-то не складываются нормальные взаимоотношения и довольно часто возникают конфликты Необходимо снять не вполне обоснованное беспокойство родителей, заверив их в том, что конфликт между детьми явление временное, обусловленное возрастом. При этом не стоит безоговорочно становиться на сторону только одного ребенка, даже если первоисточником конфликта является другой ребенок. Важно научить детей умению предупреждать и избегать конфликтных ситуаций, не поддаваясь на провокационные действия др.
Проблемы развития способностей ребенка, его жизненного и профессионального самоопределения Родители желают приступить к обучению своего ребенка с раннего дошколь ного возраста, но не знают, правильно ли они делают, с ранних лет загружая его учебой 2. Родители ре бенка старшего дошкольного воз раста готовят его к поступлению в школу и хотят сделать все от них зависящее, чтобы как можно лучше его под готовить к обуче нию в школе. 1. Консультант должен убедить родителей, что они поступают правильно, но вместе с тем очень важно не допустить серьезных ошибок в обучении и воспитании ребенка, которые могут помешать его нормальному развитию. В связи с этим необходимо соблюсти ряд условий: 1. Обязательно и своевременное выявление имеющихся у ребенка способностей. 2. Активное включение ребенка в те виды деятельности, которые могут превратить имеющиеся у него задатки в способности. Проведение с ребенком занятий в интересной игровой форме, так как важным фактором развития любых способностей у ребенка является отсутствие принуждения в учении и исключение давления на него со стороны взрослых. Благодаря этому можно избежать умственных и физических перегрузок. 2. Следует предложить родителям провести тщательную психодиагностику для того, чтобы: - постараться точно определить то, в чем он не готов к обучению в школе; - выявить какие резервы есть для дальнейшего психологического развития; - определить задатки для развития общих и специальных способностей ребенка. В соотвтетсвии с полдученными результатами определяется страегия работы с ребенком.

Младшие школьники

Тип проблемы Сущность проблемы Содержание консультативной работы
Проблемы, обусловленные трудностями в психическом развитии и обучении детей Родители, у которых ребенок начал учиться в первом классе, беспокоятся о том, что их ребенок плохо учится В каждом конкретном случае необходимо выяснить причину неуспеваемости. От этого зависят практические рекомендации. 1. В случае слабого развития у ребенка основных когнитивных процессов, консультант может порекомендовать самим родителям или с помощью специалиста-психолога в течении нескольких месяцев с помощью специальных упражнений поработать над развитием соответствующих когнитивных функций. 2. Если у ребенка отсутствуют или слабо развиты деловые, коммуникативные функции, рекомендуется развивать соответствующие качества, но не в учении, а в других более привлекательных и интересных для ребенка видах деятельности. 3. Неправильное обращение с ребенком в семье, как причина его отставания в учебной деятельности, может проявляться в том, что к ребенку уже в дошкольном возрасте предъявляются чрезмерно высокие требования. несоответствующие его возрастным особенностям. Консультант должен выяснить ошибки воспитания и разработать совместно с родителями дальнейшую стратегию поведения.
Проблемы межличностного взаимодействия в семье и ближайшем окружении Родители, у которых ребенок учится в начальной школе столкнулись с тем, что у их ребенка не склады ваются отношения с другими детьми. 2. Родители, у которых ребенок учится в начальной школе столкнулись с тем, что у их ребенка не склады ваются отношения с учителями. 1. Консультанту необходимо: 1.выянить при каких условиях, в какой обстановке чаще всего возникают проблемы взаимодействия. попросить родителей внимательнее понаблюдать за ребенком в этих условиях. 2. Определить какую позицию занимает ребенок в конфликтных ситуациях, и помочь родителям правильно оценить эту позицию. 3. Следует установить, как ко всему этому относятся сами родители, помочь им осознать это отношение 4. Прояснить, как в самом деле к этому ребенку относятся другие дети. В зависимости от прояснившихся обстоятельств, коррекционные мероприятия будут направлены на самого ребенка, на его сверстников, либо взрослых людей. Причины данной проблемы могут быть либо в отрицательных чертах характера ребенка, либо в том, что ребенок не вполне соответствует общим, привычным, предъявляемым к детям в школе требованиям, те самым, доставляя учителям много трудностей. Нестандартность может проявляться в особенностях его деятельности, в специфике его когнитивных процессов, в наличии у ребенка особенных свойств, черт темперамента, необычности стиля общения с окружающими. Консультант должен разъяснить, прежде всего, родителям то, что нестандартность ребенка – не всегда отрицательное качество. Затем необходимо психологическое обследование для выяснения, в чем именно проявляется нестандартность, что в ней отрицательного и положительного, что необходимо сохранить, а от чего избавиться. При необходимости провести работу по изменению позиции учителя по отношению к ребенку.

Подростки

Тип проблемы Сущность проблемы Содержание консультативной работы
Проблемы межличностного взаимодействия в семье и ближайшем окружении Между родителя ми и детьми постоянно возникают конфликты по самым разным вопросам. 2. Родителям кажется, что подростки от них что-то скрывают. Родите ли замечают, что дети часто про водят время вне дома, избегают общения с ними 1. Такие конфликты обычно связаны с возрастным подростковым кризисом, поэтому не должны вызывать особого беспокойства у родителей. Это и должен довести до сознания родителей консультант. Способы разрешения подросткового возрастного межличностного конфликта могут быть различными. Но во всех подобных случаях инициативу в их предупреждении и решении должен брать на себя взрослый. Непосредственно в конфликте взрослые должны вести себя гибко и осмысленно. 2. Замкнутость и изолированность от взрослых – типичное явление в подростковом возрасте, хотя и не вполне нормальное. Это должен объяснить родителям консультант. Для того, чтобы снять психологический барьер между ними и детьми, он может порекомендовать следующие действия: 1. Перестать отрицательно реагировать на отказ подростка рассказывать о себе и своих делах. Относиться с пониманием и уважением к стремлению подростка проводить время вне дома со сверстниками. 2. Прекратить отмахиваться от обсуждения вопросов, интересующих подростка, пренебрежительно реагировать на его суждения. 3. Регулярно и внимательно прислушиваться к тому, что обсуждают подростки. 4. Незаметно, ненавязчиво включаться в разговоры подростков, добиваясь того, чтобы они принимали взрослых в свое сообщество.
Проблемы, обусловленные трудностями в психическом развитии и обучении детей Подростки не хотят учиться, ведут себя вызывающе, недобросовестно выполняют свои обязанности, не выполняют данные обещания Консультацию необходимо начать с того, что неприятные поведенческие симптомы, связанные с этой проблемой – отражение возрастного кризиса. Однако, если с ними не бороться, то кризис может затянуться и привести к задержке психосоциального развития, к закреплению в личности и поведении подростка отрицательных черт. затем необходимо детально разобраться в ряде вопросов: 1. Насколько часто и при каких условиях у подростков проявляется неадекватное поведение. 2. как родители реагируют на подобное поведение 3. К каким результатам привели действия, предпринятые родителями. 4. Как сами подростки объясняют свое поведение. Возможны следующие общие практические рекомендации: 1.Прекратить эмоционально отрицательно реагировать на вызывающие действия и поступки подростка, его сопротивление разумным доводам взрослых. 2. Подумать, как лучше убедить подростка изменить поведение. 3. Принять решение действовать исключительно методом убеждения, не прибегая к принуждению. 4. Настойчиво продолжать добиваться своего, действуя так до тех пор, пока проблема не будет решена.
Проблемы развития способностей ребенка, его жизненного и профессионального самоопределения Подросток, с точки зрения родителя, ничем серьезным не интересуется и заниматься своим развитием не хочет Причины данной проблемы могут состоять в том, что: 1. Представления подростков и взрослых, чем в первую очередь нужно заниматься в жизни, расходятся, что вызвано, чаще всего, непониманием подростком важности того, к чему его призывают родители. 2. У подростка могут быть не связанные с мнением родителей потребности, интересы, планы. Прежде всего необходимо разобраться в том, что на самом деле волнует и интересует подростка. для этого консультант в зависимости от характера детско-родительских отношений в может порекомендовать родителям: 1. Просто некоторое время понаблюдать за поведением подростка. 2. Обстоятельно расспросить подростка, вызвав его на откровенный разговор. Далее необходимо обдумать, как и в чем родители могут пойти навстречу желаниям подростка.

Литература:

1. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М., 2004.

2. Основы психологии семьи и семейного консультирования /Под ред. Н.Н. Посысоева. М., 2004

Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Под ред. Силяевой Е.Г. М., 2002


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: