Мистика имени

 

Действующий придел главного храма обители едва вместил более тысячи паломников, прибывших из Москвы, Твери, Осташкова, близлежащих сел и деревень, да и Бог весть откуда.

Но как потом рассказывал наместник обители архимандрит Вассиан в начале века в этот день в Нилову пустыни прибывало до 40 тысяч богомольцев. Я пытался представить эту могучую людскую реку, текущую к святым мощам преподобного.

Почему почти тайный подвиг схимника на безлюдном острове вдохновлял в дальний пути тысячи и тысячи наших предков — простых мiрян, которые и в мыслях не могли бы повторить его 27-летнее стояние, почтить стойкость Нила в Православии?

И вот новое порубежье, уже не вековое, а тысячелетнее. Но и в наше изуверившееся время тысяча человек пришло поклониться схимнику, который жил пятьсот лет назад?

Вот загадка!

Ветхозаветный Египет после Вавилона был самым ярким центром языческих культов. Обожествлялось все — не только Солнце, Луна, звезды, но и все животные — быки, мыши, олени, кошки, все растения — пшеница, рис, чеснок, ячмень, предметы — посохи, ножи, молотки, винные мехи. Одним из самых почитаемых божеств был могучий Нил. Это двуединое божество, соединявшее энергии братьев Нила Белого и Нила Голубого, чтилось в Египте с особой ревностью. Одним из важнейших центров его почитания были омываемые нильскими водами земли стовратных Фив. Слава древних Фив донеслась до нас в трагедиях Эсхилла и других произведениях эллинской культуры, которая идеалом видела египетскую премудрость, египетские языческие мистерии.

Христианство, духовно преодолевая язычество, неслучайно определило Фиваиду местом аскетических подвигов. Характерным было для подвижников-пустынников и принятие на себя имени языческих божеств, дабы освящать Христовой верою саму скверну языческих суеверий. Именно поэтому они носили имена Вакха, Вила, Дионисия, Деметры, Аполлона, а в том числе Нила. Можно предположить, что впервые христианское имя Нил было освящено неким фиваидским отшельником и с той поры стало популярным среди христиан.

В России земли к Северу от Троице-Сергиевой Лавры, прославленные подвигами учеников Преподобного Сергия Радонежского испокон веков принято называть Северной Фиваидой. Именно эти подвижники своей кроткой молитвой искореняли на Руси остатки язычества в местах таежных, пустынных, лежащих в стороне от основных дорог. Именно эти земли в 15-16 веках оросили божественной благодатию два Нила — преподобный Нил Сорский и преподобный Нил Столобенский.

Нил Сорский, крупнейший российский исихаст второй половины 15-го, начала 16 века в своих писаниях сформулировал весь опыт молитвенного художества, который был накоплен Вселенским Православием, насажден на Руси и блестяще освоен подвижниками нашей Северной Фиваидой со времени преподобного Сергия Радонежского. До преподобного Нила Сорского этот опыт передавался изустно. Нил Сорский блестяще описал его для тысяч и тысяч российских иноков и ревностных мiрян.

Аскеза преподобного Нила Столобенского была иной. Он во всей мощи древнего благочестия практически возродил подвиг малоазийских столпников-стилистов — преподобных Симеона и Данила (Симеону Великому, иже на столпе жившему житию последуя, преподобне, тем же тому елико мощно именование от жития стяжал еси, Ниле пребогате — канон преподобному Нилу песнь 4-я), избрав для этого не рукотворный столп, но дикий остров на Селигере, именуемый Столобным. Если первые столпники являли свой подвиг среди людских толп, наш святой свидетельствовал о вере только пред Богом и редкими пришельцами на пустынную землю, поросшую дремучим лесом.

В этом загадочном делании, в обете не спать и отдыхать лежа и сидя, но только оперевшись плечами на крюки вбитые в стены кельи, заключена такая энергия верующего человеческого духа, которая и вдохновляла многие тысячи людей в прошлом. Эта энергия живого интереса не угасает и ныне. Более того она непонятным образом усиливается.

Вот как и нашу Фиваиду омыли две реки благодати — преподобные Нил Сорский и Нил Столобенский.

Остров Столобное...

В название селигерского острова есть и отзвук Евангельского Лобного места, как бы помноженного на сто. И действительно остров усеян ледниковыми валунами, лбами, взлобками. И внешнее созвучие гласит о сокровенном.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: