Образ преподобного Нила Столобенского в иконографии и русской деревянной скульптуре ХVII — XX веков на материале нашей коллекции

 

Святой праведный Нил Столобенский относится к тому редкому типу русских святых, чье изображение можно встретить во всех традиционных видах древнерусского искусства: лицевом шитье (покров ХVII века с его изображением хранится в Историко-художественном музее-заповеднике Сергиева Посада)55, иконописи, мелкой пластике, финифти и даже на выносных запрестольных крестах. Судя по количеству дошедших до нас изображений святого, почитание его в России было повсеместным. Уже один факт, что только наша коллекция, собиравшаяся свыше десяти лет, насчитывает более ста шестидесяти предметов, говорит в пользу подобного вывода56.

История развития собственно иконописного и скульптурного изображения преподобного Нила тесно связана с постепенным “узнаванием” во времени и осмыслением соборным разумом Церкви (клира и мирян) подвига столпничества, рассмотренного нами в предыдущей главе, и проходит путь от запечатления образа святого на плоскости традиционной иконы через врезные и прорезные фигуры к полностью самостоятельной и самодостаточной объемной (облой) скульптуре, имеющей ныне признанную “каноническую” норму. При этом сегодня мирно сосуществуют и икона, и деревянная скульптура угодника Божьего, что мы наглядно можем видеть в возрождаемой Нило-Столобенской Пустыни.

Для русских монахов ХVI века столпничество как особый род аскезы уже не было чем-то безпрецендентным: “образчик учинен готов бысть” после Симеона Столпника. Поэтому со стороны редко посещавших преподобного Нила на острове монахов или знавших от других о его тайном подвиге не было осуждения или удивления, которые пришлось испытать преподобному Симеону от египетских и месопотамских монахов, а только признание тяжести возложенного Господом на Его угодника креста.

Окрестные же жители относились к преподобному Нилу по-разному: одни, большинство, как к местному подвижнику, освящающему своим присутствием эти земли, другие — как к монаху, “захватившему” единолично остров, что впоследствии “угрожало” постройкой монастыря и возможной припиской к нему крестьян.

Когда же спустя десятилетия раскрылся во всей красе перед простым людом сам факт столпничества, “стояния на крюках” преподобного Нила, он так поразил народное воображение, что послужил, вероятно, толчком к запечатлению подвига святого Нила в виде деревянной фигурки-столпа. Православная Церковь же, как свидетельствует о том житийная литература, изначально запечатлела образ святого Нила в канонической традиционной плоскостной иконе, со временем признав и простонародную форму почитания подвижника благочестия.

По преданию, первая икона с изображением святого была написана в 1596 году монахами Тверского Оршина монастыря Иовом и Нифонтом по рассказам старцев, помнивших облик подвижника (преподобный Нил Столобенский преставился в 1555 году). Вот как об этом повествуется в списке Жития, составленном старцем Иоанникием и хранящемся в нашей библиотеке. Поскольку список этой рукописной книги практически незнаком исследователям, приведем текст дословно:

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: