В работе «Три мира Азийско-Европейского материка» (1992 г.) В.Ламанский разделял крупнейший континент на три региона: «собственная Европа», «собственная Азия» и «средний мир, т.е. ненастоящая Европа и ненастоящая Азия».27 Границы Среднего мира в Азии – это политические границы Российской империи. Граница с Европой проходит по русско-норвежско-шведской границе, Ботническому и Финскому заливам и далее – ломаная сухопутная линия от Данцига (Гданьска) до Триеста. Иными словами, Средний мир в Европе – это земли, заселенные православными и славянскими народами.28
Средний мир, по Ламанскому, имеет четкие физико-географические отличия от Европы и Азии. Во-первых, его отличает «крайняя скудость берегового развития», тогда как территория Европы и Азии имеет полуостровной характер. Во-вторых, Средний мир – равнинный, высокие горные хребты расположены в основном на его окраинах. В-третьих, в нем отсутствуют земли с жарким и тропическим климатом.29 Но главное отличие, собственно конституирующее это большое пространство в некую целостность, лежит в религиозно-этнической области. Средний мир, полагал русский ученый, это «мир арийский, индо-европейский и христианский по преимуществу». Наиболее приемлемым названием Среднего мира является термин «Греко-славянский, или Славяно-греческий». 30
|
|
Вслед за Н.Я.Данилевским, В.Ламанский в качестве политического оформления этой религиозной, этнической и географической данности Среднего мира предлагает идею создания Славянской Федерации. В этом случае Греко-славянский мир может стать «миром будущего».31
Младший современник В.Ламанского В.Семенов-Тян-Шанский в своих работах «О могущественном территориальном владении применительно к России» (1915 г.) и «Район и страна» (1928 г.) разработал ряд важных геополитических идей. Он рассмотрел три исторически существовавшие и логически возможные модели контроля над пространством. С точки зрения формы они представляют собой базовые геометрические фигуры: круг, точку и линию.
Первая модель, которую автор называет кольцеобразной, была создана греками, карфагенянами и римлянами еще в древности. Эти народы создавали вокруг Средиземного моря свои колонии, что позволяло им успешно контролировать все морское пространство. В более позднее время эту модель использовали венецианцы, генуэзцы и шведы на Балтийском море.
Вторая модель, называемая им клочкообразной или точечной, возникла в эпоху модерна. Первыми ее использовали для контроля над пространством испанцы и португальцы, затем голландцы и французы, а до совершенства довели в прошлом веке англичане. Суть ее состоит в том, что по морям и океанам в стратегически важных местах создавались колонии и военные базы европейских государств, которые позволяли контролировать морские торговые пути. Англичане дополнили эту модель созданием системы вспомогательных государств-буферов для защиты от континентальных держав.32
|
|
Наконец, третья модель – континентальная: территория государства представляет собой сплошную непрерывную полосу «от моря до моря». Первым пытался использовать такую модель, по мнению русского геополитика, Александр Македонский. В прошлом веке ее успешно воплотили в жизнь американцы. Но наиболее ярким примером континентальной формы могущественного территориального владения представляет собой опыт России.
В.Семенов-Тян-Шанский подробно проанализировал русскую континентальную систему территориального владения. Главным ее недостатком он считал растянутость и разделение на развитый центр и отсталую колонизируемую периферию. Средством преодоления этого недостатка является выравнивание всей территории по плотности населения и уровню экономического развития.
Для достижения подобной цели возможны два пути: радикальный и реальный. Радикальный путь – перенос столицы государства в географический центр, например в Екатеринбург. Опыт такого решения проблемы русская история уже знала: Петр Великий перенес столицу в Петербург в начале восемнадцатого века. Но этот путь в условиях двадцатого столетия является очень сложеным и дорогостоящим.
Реальный путь – создание в азиатских владениях государства культурно-экономических «колонизационных баз». Семенов-Тян-Шанский полагал, что целесообразно создать четыре «колонизационные базы»: на Урале; на Алтае и горной части Енисейской губернии; в горном Туркестане и Семиречье; вокруг Байкала.33 Именно по такому пути шла внутренняя колонизация в нашем государстве в нынешнем веке.
В.Семенов-Тян-Шанский после революции остался в Советской России и умер в блокадном Ленинграде. Казалось бы, он должен был продолжить плодотворную русскую традицию геополитических исследований. Однако этого не случилось. После публикации в 1928 г. книги «Район и страна», во многом повторявшей идеи первой его работы, он не публиковал работ по геополитике. Виной тому была, несомненно, идеологизация общественной жизни, которая распространялась и на научные исследования. Влияние географических, а тем паче духовно-религиозных факторов на исторический процесс рассматривалось в рамках марксизма как несущественное и даже «реакционное». Геополитика превратилась в «лженауку».
Правда, сконструированная Сталиным геополитическая модель «большого пространства» – «социалистического содружества» — внешне была похожа на модель Н.Данилевского. Однако, религиозный и национальный факторы, игравшие роль скреп во Всеславянском Союзе Данилевского, игнорировались. В конечном итоге сталинская геополитическая система держалась на военной мощи Совестской Армии и распалась при ослаблении силового фактора.
Русская геополитическая традиция развивалась, однако, в эмигрантском рассеянии. Самыми известными ее представителями в эмиграции были евразийцы. Вслед за В.Ламанским они утверждали, что «Россия представляет собою особый мир», отличный от Европы и Азии, который они называли Евразией.34 Границы Евразии совпадали, по их мнению, с политическими границами Российской империи. Эта геополитическая целостность конституировалась прежде всего географическими факторами: все крупные реки Евразии текут в меридиональном направлении, сплошная полоса степей пронизывает континент по параллелям.
Но главным фактором, конституирующим пространство Евразии как целое, является, по мнению евразийцев, религиозно-культурный. Один из основателей евразийства П.Савицкий писал, что «здоровое социальное общежитие может быть основано только на неразрывной связи человека с Богом, с религией», а «безрелигиозное общежитие, безрелигиозная государственность должны быть отвергнуты».35 О какой религии идет речь пояснял тот же Савицкий: «Евразийцы – православные люди. И Православная Церковь есть тот светильник, который им светит...».36 Однако, тут надо необходимо оговорить, что само Православие некоторые евразиций тольковали несколько вольнее, чем позволяет учение Церкви.
|
|
Таким образом, русская традиция геополитической мысли от Тютчева до Семенова-Тян-Шанского в двух существенных чертах отличается от западной. Во-первых, русские геополитики, в отличие от англо-американских, никогда не ставили задачу достижения Россией мирового политического господства и, следовательно, не прорабатывали путей его достижения. Эта идея была чужда как русской политике, так и русской мысли.
Вместе с тем Россия как хранительница Православия начиная с эпохи Московского Царства вполне осозновала свое духовное превосходство перед апостасийным миром Запада и осозновала свою миссию нести свет христианской Истины всему миру. Однако осознание своего духовного первенства не выражалась в кичении перед миром, но осознавалось именно как миссия не от мира сего.
Во-вторых, в отличие от немецкой геополитической школы, которая абсолютизировала роль географических факторов в политике и сводила к минимуму роль духовно-религиозных, русские геополитики, напротив, не только рассматривали религиозные факторы, как важнейшие для надежного контроля над пространством, но, по сути, географические особенности полагали проявлением и подтверждением духовно-религиозных.
Эти особенные черты русской геополитической мысли происходили из того, что вся русская культура, весь русский строй мысли были воспитаны и пропитаны Православием. Тот или иной русский мыслитель мог даже быть лично не вполне церковным человеком, что не являлось редкостью в русском образованном слое девятнадцатого и двадцатого веков, но рассуждая о своей стране, ее месте в мировой системе, никто не мог обойти стороной духовное содержание геополитического субъекта по имени Россия.
|
|
Краткий обзор основных геополитических концепций ведущих национальных школ мысли не может не привести к удивительному заключению: для всех них характерна идея особого места России в мировом балансе сил («географическая ось истории», или «Хартленд» у Х.Макиндера и всей англо-американской традиции, ядро евразийского панрегиона у К.Хаусхофера, основа славянского культурно-национального типа, за которым будущее у Н.Данилевского, костяк, занимающего центральное положение в мире, Среднего мира Азийско-Европейского континента у В.Ламанского).
Как же можно объяснить это удивительное совпадение? Сколько-нибудь убедительное объяснение может быть только одно: на языке науки, в приемлемых для науки понятиях выражается религиозная истина об особом промыслительном предназначении России в мире.