Квотирование: особенности и исключения из правил

Второй вопрос, в котором хотелось бы разобраться, нужно ли нам учитывать контракты, заключенные до 1 января 2020 года, но исполняемые в 2021 году. Так как у нас Постановление N 2014 вступает в силу с 1 января 2021 года, то все контракты, которые были заключены до 2021 года, в том числе и контракты, извещения по которым были вывешены до 2021 года, в квотирование не попадают. То есть мы не считаем квоту по этим контрактам. Поэтому Постановление N 2014 применяем именно с 1 января 2021 года по тем контрактам, которые заключены и будут исполняться именно в 2021 году (абз. 1 п. 1 ст. 4 ГК РФ, п. 7 Постановления N 2014). Обратите, пожалуйста, на это внимание.

Следующий момент – порядок определения квоты. Минимальная доля определяется от количества товаров, закупленных по результатам конкурентных процедур, в которых были установлены ограничения допуска (п. 1 Постановления N 2014). Именно ограничения допуска, ни в коем случае не запреты. Я знаю, что некоторые заказчики путают два этих понятия – запрет и ограничение допуска. И здесь очень важно этот момент понимать, что квотирование распространяется только на те постановления, в которых обозначены ограничения допуска.

Измеряем исполнение квоты мы в рублях, согласно Постановлению N 2014. Вспоминаем, какие постановления у нас содержат ограничения допуска и применяются в рамках квотирования. Это Постановление Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств…». Это Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации …». И Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 «Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств…». Именно эти три постановления у нас содержат ограничения допуска, товары из которых попали в перечень Постановления N 2014.

С одной стороны, вроде бы все просто, но проблемы обычно кроются в деталях. Поэтому давайте разбираться с деталями.

Какие есть исключения из Постановления N 2014? Поговорим о Постановлении N 878, в которое включены коды ОКПД2 по позициям, они же могут быть включены в Постановление N 2014. Например, при проведении закупочной процедуры заказчик понимает, что ни один из товаров не удовлетворяет его потребностям. Поэтому, согласно Постановлению N 878, заказчик может подготовить обоснование о невозможности соблюдения ограничения на закупку иностранной радиоэлектронной продукции (п. 4 Постановления N 878). Если он такое обоснование подготовил, то Постановление N 2014 в данном случае применяться не будет, потому что ограничение допуска не сработало.

Обратите, пожалуйста, внимание: в случае, если вы подготовили такое обоснование, но все-таки по итогам процедуры заключили контракт на товар, который происходит из стран ЕАЭС либо имеет российское происхождение, в этом случае в квотирование данный товар не попадает. Потому что ограничение допуска вы не применили, а написали обоснование о невозможности соблюдения ограничений. Вот этот аспект, пожалуйста, тоже примите к сведению.

Еще одним исключением из Постановления N 2014 являются закупки согласно требованиям ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Это закупки у единственного поставщика. Исключением из данного исключения является ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ – это закупки до 3 миллионов рублей при помощи электронных магазинов. Здесь у нас уже получается конкурентная процедура, и в данном случае квотирование будет применяться. В остальных случаях при закупке у единственного поставщика процедура у нас получается неконкурентная, ограничение допуска мы не применяем, Постановление N 2014 тоже не применяем.

Остается нерешенный вопрос по п.п. 24, 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Это у нас несостоявшиеся конкурентные закупки. Если ограничения допуска устанавливались в процедуре, но пришел один участник, который предложил российскую продукцию, и с ним был заключен контракт по результатам несостоявшейся процедуры. Учитывать ли данные контракты в рамках квотирования? Ответа на этот вопрос пока нет. Логично было бы учитывать, потому что процедура была изначально заявлена как конкурентная и требования устанавливались, но данный ответ пока не разъяснен контролерами, поэтому мы ждем разъяснений.

Еще один пример хотелось бы привести. В Постановление N 2014 попал код, включенный в постановление с запретом. Например, класс 26 – оборудование электронное и оптическое включено в перечень, утвержденный Постановлением N 878. Это у нас ограничения. Код 26.51.4 – приборы для измерения электрических величин у нас попали в Постановление N 2014. И в данном случае у нас уже установлена доля закупки – это 50%. При этом ряд приборов, относящихся к данному коду, вошел в перечень, который утвержден Постановлением N 616, а это у нас запрет. Как быть в этой ситуации? Здесь остается только одно: анализировать каждую позицию и смотреть, вычленять те позиции, которые попали под запрет. Если позиция попала под запрет, по ней квотирование применяться не будет, и Постановление N 2014 мы в данном случае уже не применяем. Если позиция у нас попадает под ограничение допуска, в данном случае у нас уже применяется квотирование.

Здесь заказчикам остается только одно – мониторить и анализировать каждую позицию и сверяться с постановлением, смотреть, в каком случае какие ограничения допуска либо какие запреты необходимо применять.

Это были основные моменты, которые необходимо знать для того, чтобы правильно осуществлять закупки и соблюдать требования по квотированию.

Спасибо за внимание!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: