Функции педагогического процесса

Основной характеристикой педагогического процесса служит целостность!!!

Целостность учебно-воспитательного процесса – это свойство, подчеркивающее подчиненность включенных в него процессов единственной цели, образовательной, развивающей, воспитательной.

Целостный учебно-воспитательный (УВП) процесс в педагогике – это сложная многогранная структура, выполняющая следующие функции:

- образовательную;

- воспитательную;

- развивающую;

- социальную;

Образовательная функция:

Образовательная функция имеет первоочередную реализацию в процессе обучения. Эту же функцию частично несет и внеклассная работа. Работа учреждений дополнительного образования направлена на ознакомление достижений общечеловеческой культуры: знания, умения, опыт творчества, отношений.

Результат выполненной образовательной функции – действенность знаний, т.е. умение сознательно применять их, оперировать ими, в том числе, для получения нового знания.

Воспитательная функция:                                                                              Воспитательной функцией пронизаны все аспекты целостного педагогического процесса: обучающее, воспитательное пространство, организация деятельности, личностные и профессиональные характеристики педагогического состава, формы и методы обучения, процесс взаимодействия в коллективе.

Воспитывающий характер обучения является закономерностью, выполняемой всегда при любых условиях!!!

Воспитательная функция получает реализацию в результате целенаправленной организации взаимоотношений всех участников процесса. Обучающий процесс ставит целью воспитать определенные

взгляды, убеждения, ценности, характеристики личности. Полноценное формирование личности человека не состоится, если не усвоена система морально-нравственных правил и требований.

Развивающая функция:                                                                                                                          Результат реализации развивающей функции можно «измерить», опираясь на качественные изменения психической деятельности ребенка, появление у него необходимых качеств и умений.

Развивающая функция – это акцентирование учебно-воспитательного процесса на формирование мотивации и навыка самореализации у учащихся.

Выготский в свое время разработал теорию о зонах развития, которая гласит о том, что, когда воспитательную функцию несут уже имеющиеся у ребенка знания и личный опыт, воспитание находится до зоны актуального развития ребенка и влияние его невелико. Воспитание идет синхронно с развитием, только если человек способен сделать сегодня самостоятельно то, что ему предлагается для воспитания или обучения. Это и есть зона актуального развития. Воспитание служит ускорением развития. Развивающее воздействие – это ситуация, когда ребенок, выполняя предложенную задачу, может ее выполнить, но с некоторым усилием и помощью - это зона ближайшего развития. Ориентация на зону ближайшего развития в педагогике является наиболее эффективной.

Социальная функция:                                                                                 Социальная функция также проявлена во всех элементах педагогического процесса. Любое образовательное учреждение создает для учащихся пространство новых отношений, которые ему предстоит освоить или отвергнуть. Получаемый навык значимо изменяет позицию человека в семье, среди ровесников, в образовательном учреждении. В общем нет особой нужды выделять эту функцию в отдельную категорию, однако она есть важная часть целостного педагогического процесса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: